Против течения: как в Латвии производят уникальные лодки и байдарки

© Foto : facebook / CampoМоторная лодка производства фирмы "Campo"
Моторная лодка производства фирмы Campo - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Агрис Петерсонс, пройдя самые бурные реки СССР и многие другие места на Земле, теперь своими руками делает не только уникальные и востребованные каноэ, но и суперскоростные водные болиды для "RIB-Формулы – 1"

РИГА, 13 мар – Sputnik, Евгений Лешковский. Если вы думаете, что сейчас еще не сезон для сплава на каноэ и байдарках, то сильно ошибаетесь. Почти все реки Латвии вскрылись ото льда и уже вовсю вскипают под ударами весел. Подходит "время большой воды" — паводка, когда любители активного отдыха сплавляются по Амате, Огре, Тартаку, в верховьях Гауи и Абавы — и не важно, что по берегам еще лежит снег.

Именно сейчас устраиваются и спонтанные соревнования, на которые через объявления в соцсетях собирается масса участников — любителей гонять на быстроходных байдарках и вертких каноэ. Несколько лет подряд устраивал такие соревнования и Campo, один из старейших и самых известных в Латвии клубов путешественников, который основал авторитетный водный турист Агрис Петерсонс.

Маршруты латвийских эскимосов

Я познакомился с ним лет пятнадцать назад. Тогда мы с приятелем в середине марта собирались пройти пару сотен километров по Гауе — от истока у озера Алаукстс, что в самом сердце Видземе, до Эстонии и немного дальше. Глава Campo помог нам проложить наиболее безопасный маршрут по воде. Ведь в марте и апреле Гауя в верховьях — это мощь! Впрочем, для самого Агриса Петерсонса сплав по ней — просто отдых. У него за плечами маршруты покруче.

© Sputnik / Sergey MelkonovАгрис Петерсонс рассказывает о технологиях производства лодок
Агрис Петерсонс рассказывает о технологиях производства лодок - Sputnik Латвия
Агрис Петерсонс рассказывает о технологиях производства лодок

Он начал сплавляться по рекам более тридцати лет назад и проходил маршруты 5-й категории сложности на Алтае, Урале, Кавказе и в Карелии, Саянах и Карпатах. Самый опасный маршрут был по алтайской речке Чульча — с порогами и огромными каньонами, откуда сверху то и дело чуть ли не на голову скатывались валуны. Некоторые участки реки там уже 6-й категории с пометкой "непроходимые": с водопадами. Потом, когда Союза больше не стало, Петерсонс устраивал экспедиции по рекам Финляндии, Норвегии, Хорватии, Словении.

Одно время он с товарищами активно занимался тем, что разрабатывал маршруты по латвийским рекам — чтобы познакомить людей со страной, в которой они живут. Клуб даже делал подробные карты рек с описаниями маршрутов и стоянок. Предварительно активисты от Campo проходили по этим рекам и устраивали субботники: очищали водоемы от завалов, а берега от мусора.

Ради популяризации водного туризма Агрис Петерсонс открыл при бассейне VEF курсы "юных эскимосов" (есть такой прием — эскимосский переворот: если ты с байдаркой вдруг перевернулся и оказался в воде вниз головой, то при помощи весел должен вернуться в нормальное положение).

Делаем лодки в поддержку села

И вдруг, в самый разгар экономического кризиса 2008 года, Агрис Петерсонс начал сам моделировать лодки и даже наладил их производство. Многие прямо говорили: "Агрис, легче пройти по реке самой высшей категории сложности и не промокнуть, чем открыть в Латвии новое производство". Но наш герой не побоялся рискнуть.

Он написал проект в европейский фонд, и совершенно неожиданно его утвердили. Проект был в рамках европрограммы "Поддержка села" — для открытия производства на так называемых развивающихся территориях.

Мастерскую Агрис Петерсонс открыл в местечке Скайсткалне за городом Бауска, где пробегает речка Мемеле. А недавно он наладил еще и второе производство лодок — в Риге. И дело, на удивление многим, продвигается! К примеру, на эту весну заказ: надо сделать десятки каноэ.

— Идея начать самому моделировать лодки у меня возникла зимой, когда реки скованы льдом, а ты сидишь дома, и делать особенно нечего, — вспоминает Агрис Петерсонс. — Водный турист — это не профессия. А по профессии я инженер. И вот начал изучать разные уже существующие в мире технологии, материалы, из которых делают лодки. Потом стал думать, что можно улучшить, что с чем комбинировать — для каноэ нового типа, чтобы те отличались от остальных, были легче и надежней.

Лодки запекают в печке

Агрис Петерсонс создавал модели, основываясь на собственном опыте. Он знал, какими лодки должны быть, и долго решал, какой материал использовать, ради чего обращался даже в Рижский технический университет за поддержкой. Потом на одной международной выставке узнал о термопластике Twintex — стекловолоконная ткань, переплетенная с полипропиленовой нитью. Из этого и решил лодки делать.

© Foto : facebook / CampoПроизводство лодок, фирма Campo
Производство лодок, фирма Campo - Sputnik Латвия
Производство лодок, фирма Campo

Каноэ из такого материала по разным характеристикам похожи на кевлар, из которого делают бронежилеты, они получаются очень легкими и исключительно прочными.

Мастер показал, как делается лодка. Материал, напоминающий обычную ткань, в несколько слоев раскладывается в форму (такой лодочный негатив), потом покрывается специальной пленкой, из которой по трубкам высасывается воздух. После этого лодка в прямом смысле слова запекается в большой печи при температуре 200 градусов. Там часть материала плавится, а часть, стекловолокно, остается как армировка. Лодки в итоге получаются очень надежные. И оказалось, что на них в мире довольно большой спрос, к примеру, в Скандинавских странах.

— Вот одно каноэ — для двоих взрослых и двоих детей, объем более 1 тысячи литров, грузоподъемность 500 килограммов, в длину около 5 метров, в ширину 97 сантиметров, — показывает Агрис Петерсонс. — Аналогичные лодки, но только поточного производства, из полиэтилена, весят 55 килограммов, а моя — 36. Другое каноэ — 4,5 метра, оно для двоих взрослых и ребенка – и тоже очень легкое и надежное.

От лодки до бани

В какой-то момент Агрис Петерсонс осмелел настолько, что помимо каноэ разного типа стал делать еще моторки с надувными бортами и жестким стеклопластиковым днищем (подобные используют даже военные и пограничники в море), а также небольшие лодки Vimba — для рыбаков. Последнюю смоделировал так, чтобы та в длину была 2,49 — на 1 сантиметр меньше размера, когда лодку уже необходимо регистрировать в ДБДД.

© Foto : facebook / CampoПроизводство лодок, фирма Campo
Производство лодок, фирма Campo - Sputnik Латвия
Производство лодок, фирма Campo

— Кстати, вы сейчас в мастерской видите, как по моей технологии тут делаются не только лодки, но и… стены будущего дома: они почти из такого же материала, что и каноэ. Все дело в формах: одни — для каноэ, другие — для стен (пола и потолка) дома. И все выполняется на одних станках. Потом из этих стен можно сложить, как из конструктора, хоть баню, хоть времянку на участке, хоть подсобное помещение. А можно соединить несколько стен, поставить внутрь кондиционер и сделать там, допустим, небольшой зал для занятия фитнесом где-нибудь в глубинке, — рассказывает изобретатель.

Но берем больше! Сейчас Агрис Петерсонс занят созданием модели 15-метрового катамарана — уже для океана.

— В прошлом году я делал конструктивные части для модели 19-метрового катамарана по заказу одной французско-латвийской компании. Она наладила производство катамаранов в Энгуре. Но теперь я решил полностью сам сделать корпус катамарана. А в этом году уже закончил строительство… трех гоночных суперскоростных лодок класса PR-2 "RIB-Формулы". Знаете, в Риге каждый год на Даугаве, между Каменным и Вантовым мостами, проходит чемпионат, где такие вот соревнуются. В позапрошлом году на моей лодке там уже гоняли. А теперь делаю корпус новой мощной лодки для одного нашего спортсмена: должна быть на 150 килограммов легче старой модели и скорость развивать свыше 136 километров в час, — делится планами мастер.

…Неожиданно Латвия, где исчезло большое производство, теперь идет другим путем: то и дело выясняется — здесь делают эксклюзивные джипы-броневики аж для Голливуда, на другом конце Риги — сверхмощные мотоциклы-чопперы для европейских байкеров-миллионеров, а в совершенно неприметном ангаре на окраине столицы рождается болид "Формула-1".

Лента новостей
0