РИГА, 24 фев – Sputnik. Последняя неделя перед вручением "Оскаров" — это время, когда каждый, кто видел хотя бы один номинированный фильм, ощущает себя бывалым кинокритиком и знатоком киноиндустрии. Попробуем и мы предсказать, кто получит награды Академии кинематографических искусств и наук 26 февраля.
Академия дрогнула, пообещала в будущем лучше отражать интересы кинозрителей и пригласила 638 новых членов, половина из которых — женщины или представители национальных меньшинств. (Всего в голосовании принимают участие 6 тысяч 687 человек, три четверти которых — белые мужчины).
Второе событие — неожиданная для многих победа Дональда Трампа на президентских выборах в ноябре. Нельзя сказать, что весь Голливуд поддерживал Хиллари Клинтон, у Республиканской партии есть и сторонники в киномире, но заметное большинство актеров и режиссеров Трампа не любят.
Стоит сразу отметить, что все фильмы, номинированные в этом году, были задуманы, сняты и хотя бы частично смонтированы до того, как соцсети начали упрекать "Оскар" в чрезмерной белизне, а "Манчестер у моря" публике и вовсе показали на прошлогоднем фестивале независимого кино в Санденсе за день до объявления номинантов прошлого, 2015 года. Так что специально к этой церемонии ничего расового разнообразного не снимали — просто не успели бы.
Лучший фильм
Кто победит: "Ла-Ла Ленд". 14 номинаций — в последний раз столько получил легендарный "Титаник" двадцать лет назад — ясно показывают, кто тут главный фаворит. Общие сборы по всему миру — больше 300 млн долларов, при скромном бюджете в 30 млн — доказывают, что и публике главный претендент пришелся по душе.
Почти дебютант Дэмьен Шазелл ("Одержимость") вдохнул новую жизнь в почти мертвый жанр мюзикла: любимцы публики Райан Гослинг и Эмма Стоун спели и станцевали на улицах Лос-Анджелеса мелодраму о любви, амбициях и джазе. Сценарий фильма Шазелл написал еще в 2010 году, и все это время безуспешно пытался продать его студиям. Вероятно, в будущем у него таких проблем не возникнет.
Кто может победить: "Лунный свет". Фильм о детстве и юности чернокожего гея в бедных районах Майями — как раз то, что нужно было Академии, чтобы поправить имидж после прошлогоднего скандала.
На самом деле, несмотря на синопсис, который звучит как неполиткорректный анекдот, "Лунный свет" — хорошее, тонкое кино, разве что, пожалуй, слишком камерное для широкого проката. Если "академики" все же предпочтут его, то статуэтку получит Брэд Питт — "Лунный свет" выпустила его продюсерская компания Plan B.
У кого нет шансов: "Любой ценой". Сценарий этого неовестерна несколько лет гулял по студиям, пока не попался шотландскому режиссеру Дэвиду Макензи.
История двух братьев-техасцев, которые грабят банки, чтобы не потерять фамильное ранчо, не претендует на награды, зато добавляет "Оскару" этого года традиционности. Вестерн и мюзикл? Какое, милые, у нас тысячелетие на дворе?
Кому не повезло: "Рождение нации". Сразу после того, как были объявлены награды прошлого года, все были уверены, что уже знают следующего победителя. Фильм режиссера Нейта Паркера "Рождение нации" победил на фестивале в Санденсе и был куплен кинокомпанией Fox за 17,5 млн долларов — крупнейшая сделка в истории фестиваля.
Казалось, что история о восстании рабов, да еще и названная так же, как расистский шедевр 1915 года, в котором героические ку-клукс-клановцы спасают благородную белую мисс от злобных чернокожих, обречена на успех. Однако вскоре выяснилось, что Паркер и его соавтор в 1999 году обвинялись в изнасиловании. Паркер пытался оправдаться, но ничего не помогло, его осудила даже актриса, сыгравшая в картине главную роль. Спасти фильм мог только выдающийся кассовый успех, однако в прокате "Рождение нации" собрало только 15 млн долларов, не оправдав даже расходов Fox.
Лучший режиссер
Кто победит: Барри Дженкинс за "Лунный свет". Награды за лучший фильм и лучшую режиссуру в последние годы обычно не выдаются в одни руки, так что если в предыдущей номинации победит "Ла-Ла Ленд", то Барри Дженкинс, скорее всего, станет первым афроамериканским режиссером, получившим награду Академии.
Кто может победить: Дамьен Шазелл за "Ла-Ла Ленд". Все-таки четырнадцать номинаций одному фильму выдают не каждый год.
У кого нет шансов: Мэл Гибсон за "По соображениям совести". Гибсон не снимал фильмов десять лет, со времен "Апокалипсиса" (2006 год). За это время он развелся с двумя женами, восстановил против себя пол-Голливуда пьяными антисемитскими воплями и снялся в фильме про говорящего бобра.
Судя по шести номинациям, которые получила военная драма "По соображениям совести", бойкот, который Гибсону объявила кинообщественность, закончился, однако наград ему в этом году, скорее всего, не видать.
Кому не повезло: Мартин Скорсезе за "Молчание". Роман японского классика Сюсаку Эндо о судьбе католических священников в Японии эпохи сёгуната заинтересовал Скорсезе больше 25 лет назад, однако экранизация вышла в свет только в этом году.
Казалось бы, трехчасовой фильм современного классика о духовном поиске — это мечта любого "Оскара", однако у "Молчания" в итоге оказалась всего одна номинация, за операторскую работу.
Лучшая мужская роль
Кто победит: Дензел Вашингтон за "Ограды". Вашингтон и Виола Дэвис уже получили в 2010 году награды театральной премии Tony за роли в этой пьесе афроамериканского драматурга Августа Уилсона, который, кстати, посмертно номинирован за лучший сценарий. Режиссером картины выступил сам Вашингтон.
Даже самые благожелательные критики отмечали, что пьесу все-таки трудновато переносить на большой экран и нельзя сказать, что Вашингтону это удалось идеально. Однако роль бывшего бейсболиста, который выясняет отношения со своим семейством, скорее всего, принесет ему третьего "Оскара" в карьере.
Кто может победить: Кейси Аффлек за "Манчестер у моря". В начале прошлого года расклад сил между двумя братьями Аффлеками выглядел совершенно иначе: старший, Бен, снял амбициозную гангстерскую мелодраму "Закон ночи" с собой в главной роли и явно собирался претендовать на главные призы, а младший, Кейси, сыграл в скромном независимом фильме про слесаря, который когда-то потерял во время пожара троих детей.
Получилось все наоборот: "Закон ночи" провалился в прокате и принес кинокомпании Warner Bros. 75 млн убытков, а "Манчестер у моря" получил шесть номинаций, причем Кейси Аффлек до недавнего времени считался главным претендентом на статуэтку. Упустить награду он может по той же причине, что и Нейт Паркер. В 2010 году две коллеги по фильму "Я все еще здесь" обвиняли Аффлека в сексуальных домогательствах. Тогда студии удалось замять дело, однако сейчас эта история всплыла вновь и сильно повредила шансам Аффлека на "Оскар".
У кого нет шансов: Вигго Мортенсен за "Капитан Фантастик". Трудно сказать, каким образом фильм про отца, который воспитывает шестерых детей в лесу, вдали от ужасов цивилизации, вообще получил номинацию. Видимо, просто год такой выдался.
Лучшая женская роль
Кто победит: Эмма Стоун за "Ла-Ла Ленд". Роль мечтательницы Мии, пытающейся пробиться в Голливуде, уже принесла Стоун "Золотой глобус" и награду Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA. На очереди "Оскар".
Кто может победить: Натали Портман за "Джеки" или Изабель Юппер за "Она". С одной стороны, Академия любит биографии известных личностей, так что роль Жаклин Кеннеди, казалось бы, — беспроигрышный вариант, и шансы Портман велики. С другой стороны, чилийский режиссер Пабло Ларраин обошелся с американской иконой, которой даже Мелания Трамп подражает, без всякого почтения.
Наградить 64-летнюю француженку за роль в психологическом триллере, исследующем извивы человеческой сексуальности (Пол Верховен, "Она"), — это, пожалуй, до сих пор слишком смело для Академии. Однако раз уж выдался такой год, когда принято ломать традиции, то и Юппер может повезти.
У кого нет шансов: Рут Негга за "Лавинг". Фильм о том, как семья с невероятной фамилией Лавинг ("любящий") в 1967 году добилась отмены закона, запрещавшего межрасовые браки, казалось бы, просто создан для того, чтобы унести все награды этого сезона.
Так казалось ровно до того момента, как фильм показали критикам. Важной и современной темы оказалось категорически недостаточно. В итоге "Лавинг" даже не вошел в финальную девятку, а Рут Негга получила номинацию, видимо, только для того, чтобы "Оскар" за главную женскую роль не выглядел таким белым.
Кому не повезло: Эми Адамс за "Прибытие". У Эми Адамс в этом году было два фильма, каждый из которых мог принести ей номинацию, а может быть, даже и победу — "Под покровом ночи" Тома Форда и научная фантастика про расшифровку языка инопланетян "Прибытие" Дени Вильнева. Получилась классическая история погони за двумя зайцами, и шестой номинации в карьере Эми Адамс придется еще подождать.
Зато у Мерил Стрип — юбилей. Президент Трамп назвал ее "одной из самых переоцененных актрис Голливуда", Академия в ответ выдала ей двадцатую номинацию за роль безголосой певицы в "Флоренс Фостер Дженкинс" — это больше, чем у кого-либо в истории "Оскаров". А потому что нечего обижать национальное достояние.
Лучшая мужская роль второго плана
Кто победит. Махершала Али за "Лунный свет". Еще один большой привет Дональду Трампу от Академии: Али не только снялся в фильме про чернокожего гея, он еще и мусульманин, о чем с удовольствием рассказывает, когда ему вручают награды. (Фамилию Али он, как Мохаммед Али, взял после того, как принял ислам). Скорее всего, он и на "Оскаре" что-нибудь скажет про президента и его указ по иммиграции.
Кто может победить: Дев Патель за "Льва". В этом году у великого и ужасного продюсера Харви Вайнштейна на руках оказалась только трогательная история про мальчика из Индии, который сначала потерял маму, а потом нашел. Пришлось выбивать шесть номинаций для того, что есть.
Дев Патель ("Миллионер из трущоб") уже получил за роль подросшего мальчика Сару премию BAFTA, так что его шансы на победу не иллюзорны. К тому же он единственный представитель Азии в основных номинациях.
У кого нет шансов: Майкл Шэннон за "Под покровом ночи". Для Шэннона, впрочем, и номинация стала приятным сюрпризом: во всех предоскаровских раскладах предполагалось, что за "Под покровом ночи" номинируют Аарона Тейлор-Джонсона ("Анна Каренина"), который вышел в этом фильме за рамки привычного амплуа романтического красавчика и сыграл подонка с прозрачными глазами. Шэннон же, как всегда, блестяще сыграл шерифа, готового покарать зло любыми методами, но казалось, что этого опять никто не заметит.
Лучшая женская роль второго плана.
Кто победит: Виола Дэвис за "Ограды". В этом году Дэвис проделала не совсем честный фокус — роль в "Оградах" у нее, конечно, главная, но номинируют ее за роль второго плана. Это не новая, но работающая стратегия – именно с помощью нее Алисия Викандер в прошлом году получила "Оскар" за якобы второстепенную роль в "Девушке из Дании".
"Оскар" за главную женскую роль по-прежнему остается самой "белой" актерской наградой — за всю историю премии его получала только одна афроамериканка, Халле Берри. Дэвис в 2011 году уже претендовала на эту статуэтку за "Прислугу", но проиграла Мерил Стрип ("Железная леди").
Кто может победить: Наоми Харрис за "Лунный свет". Харрис, сыгравшая в "Лунном свете" маму-наркоманку, уже проиграла Дэвис "Золотой глобус", BAFTA и приз Гильдии киноактеров, да и вряд ли отыграется на "Оскаре".
У кого нет шансов: Октавия Спенсер за "Скрытые фигуры". Фильм о чернокожих женщинах-математиках, которые помогали развивать космическую программу США, в национальном прокате обогнал по сборам даже "Ла-Ла Ленд", однако в итоге, кажется, останется без призов.
Октавия Спенсер, впрочем, уже заработала место в истории: она первая афроамериканская актриса, которая получила номинацию после того, как уже выиграла "Оскар" — у нее есть награда за роль второго плана в "Прислуге".
Что же будет дальше?
А дальше все будет по-прежнему. "Оскар", вероятно, больше не будет "таким белым", но все равно окажется чем-нибудь нехорош: вот, к примеру, актрисы латиноамериканского происхождения не получали наград с 1961 года, а азиатского происхождения — с 1957 года, есть над чем работать.
В следующем году, скорее всего, в номинации "Лучший фильм" можно будет увидеть экранизацию знаменитого романа, биографию, независимое кино, фильм, основанный на реальных событиях, и, может быть, фильм про ужасную неизлечимую болезнь.
Звезды пройдут по красной дорожке, одетые во что-то такое, что мы бы на их месте никогда не купили.