РИГА, 20 фев – Sputnik, Лев Рыжков. В прошлом году автор этих строк был на спектакле режиссера Сергея Землянского "Материнское поле". История киргизской семьи (а постановка была создана по повести Чингиза Айтматова), прошедшей лихолетье войны, нашла неожиданно теплый отклик у московских зрителей.
Режиссер Сергей Землянский – первопроходец пластической драмы. Это – особый жанр на стыке драмы, балета и пантомимы.
Латвийскому зрителю Сергей Землянский тоже известен. В 2014 году в Лиепайском театре он по мотивам Яна Райниса поставил трагедию "Индулис и Ария", номинированную на три награды "Ночи лицедеев", в том числе и как лучшая постановка.
Сейчас Землянский снова репетирует в Лиепае. И, как удалось выяснить корреспонденту Sputnik, готовится сказать новое слово в театральном искусстве.
"Женитьба" без любви
- Как будет называться ваш новый спектакль?
— "Женитьба", по пьесе Николая Гоголя. Премьера запланирована на 25 и 26 марта.
- Это будет пластическая постановка?
— Конечно. Но я не в первый раз работаю с пьесами Гоголя. В 2015 году в Московском театре Ермоловой я ставил "Ревизора".
— А можно ли вообще без слов передать гоголевский юмор? Трагедию передать можно. Но комедию?
— Юмор в движении — это сложный и творческий процесс. Надо найти такой контекст, который сочетается с пластикой и понятен зрителям. Необходимо показать характеры, передать образы, эмоции и даже фон. Это процесс скрупулезного поиска нюансов и отбора деталей.
— Насколько сегодня актуален Гоголь?
— Ну и что, что "Женитьба" создавалась в позапрошлом веке? Эта пьеса актуальна и в наши дни – ведь в ней рассказывается о зигзагах любви и о том, как выбрать подходящего для жизни партнера. Это вечные темы, интересные и молодым, и взрослым. А вот диалоги героев пьесы сейчас звучат наивно, поэтому именно пластика – великолепный способ заново открыть зрителям Гоголя.
— То есть Гоголь писал о любви, по-вашему?
— Нет! Она вовсе не о любви.
- А о чем в таком случае?
— Это история о людях, которые настолько сломлены предрассудками общества, что их по-настоящему уже ничего не может спасти. Никто не достигает того, чего ожидает, ведь все ищут свое счастье не там, где могли бы его найти, а там, где "общество" со своими предрассудками сказало, что ему положено быть.
Комедия состоит в том, что прототипы персонажей настолько узнаваемы нами сегодняшними, что о любви там и речи не идёт. Важен статус, состояние, приданое, внешность, образование и т.д. И никто во всем этом не видит Человека! И юмор возникает именно от безалаберности сюжета и характеров персонажей, их пересечений и взаимодействий друг с другом.
— Герои пьесы гонятся за счастьем?
— Как только на горизонте маячит надежда — они бросаются на нее, но прямо перед нею останавливаются, так как уверены, что недостойны быть счастливыми.
— То есть речь идет о современном обществе?
— Пугающе точно о современном обществе в форме гротеска. Еще в пьесе присутствует страх. Его там тоже достаточно. Это страх выбора, страх ожиданий, страх того, как человека воспримут в обществе. По сути, герои — марионетки в непонятно чьих руках.
Пластическая драма сближает
— В постановке участвуют лиепайские актеры?
— Да. Это Илзе Трукшане, Сигита Евглевска, Карина Татаринова, Роландс Бекерис, Гатис Маликс, Мартинш Калита, Каспарс Карклинш, Армандс Каушелис, Анете Берке, Сандис Пецис. Художник по свету спектакля Мартинш Фелдманис. Автором либретто стала Раса Бугавичуте-Пеце. А вот йогой с артистами занимается Лиене Грава.
— Йогой?
— Да-да! Это необходимо. И еще силовые тренировки.
— А россияне в спектакле участвуют?
— Оригинальную музыку для постановки создает композитор Павел Акимкин, сценическое оформление и костюмы — Максим Обрезков.
— Год назад вы говорили, что встречались с Раймондсом Паулсом. Он в "Женитьбе" участвует?
— К сожалению, нет. Мы договаривались с ним о постановке в рижском "Дайлес театре". Она была намечена на осень 2017 года. Но, к сожалению, обстоятельства переменились, и этой постановки не случится.
— Действительно, очень жаль. Не могу не спросить: политические разногласия между Латвией и Россией как-нибудь отразились на творчестве?
— Совершенно никак. Во-первых, в Лиепайском театре обрадовались, что я вновь согласился на постановку. Во-вторых, все очень доброжелательны, нас всех объединяет творческий процесс, поиск телесной выразительности, возможность осознать что-то новое для себя. Ведь язык тела интернационален и понятен каждому. В связи с этим происходит своего рода единение.