РИГА, 10 фев – Sputnik, Владимир Дорофеев. Нынешний неспокойный 2017 год – юбилейный не только для русских революций, но и для Реформации, общеевропейской религиозной революции, в результате которой во многих государствах Европы тоже вспыхивали войны, горели города и гибли люди. Ригу коснулись оба события, но последствия Реформации в Латвии все-таки были менее кровавы.
Около трех часов по рижскому времени у церкви Петра собрались высокие гости: множество бывших и действующих политиков, представители всех рижских конфессий и журналисты. Сама площадь огорожена, и туристы смотрят на шоу из-за ограждения.
Вместе с боем колоколов подъезжают президентские кортежи, выходят высокие гости. Приветственную речь говорит мэр Риги Нил Ушаков, рассказывающий о благотворном экономическом и социальном влиянии, которое Реформация оказала на Ригу. Его речь встречают аплодисментами.
Президент Латвии Раймондс Вейонис и президент Германии Йоахим Гаук торжественно открывают табличку с названием площади. Возле нее висит информационная табличка на латышском языке, в четырех строках объясняющая связь Риги и Реформации: через пять лет после того, как Мартин Лютер прибил к дверям своего храма тезисы новой религии, то же самое сделал рижский проповедник Андреас Кнопкен. Церковь, к которой были прибиты тезисы, — Петровская, в трех метрах от таблички.
Президентов, политиков, священников и журналистов приглашают в Петровскую церковь на экскурсию, праздничное богослужение и концерт. Пока президенты осматривают церковь, выполняющую сейчас роль концертного и выставочного зала (службы здесь тоже проводятся, но всего раз в две недели, так как община этой церкви очень мала), хор поет лютеранские псалмы.
Сегодня различия между двумя церквями не столь велики, как 5 веков назад. Раньше католики совершали службы только на латыни, а не на родном языке горожан, посещение церкви для прихожан было обязательным, и за деньги католическая церковь прощала любой грех. Сегодня все не так. Реформация изменила не только своих последователей, но и католицизм.
Президент Вейонис в своем коротком выступлении говорит о важной для Латвии связи с Германией: исторической, культурной, социальной и научной.
В ответной речи президент Гаук признает, что между Германией и Латвией в XX веке были не только связи, но и разногласия. Он признает ошибки и с особенным теплом вспоминает балтийских немцев, которые сильно пострадали от истории ХХ века. Эти бедные люди уже стали частью истории: 200 лет они были в Риге большинством, сейчас их в городе меньше сотой процента, а в Латвии — еще меньше. Так может быть с каждым. Кто знает, чей пепел развеет завтра ветер истории?
После президенты открыли еще одну мемориальную табличку, посвященную Андреасу Кнопкену и его 24 тезисам, уже в самой церкви.
Возле этой таблички с удовольствием фотографируются все священники представленных в Риге христианских конфессий, и по тому, с каким уважением и дружелюбием они общаются, видно, что неразрешимых противоречий в вопросах веры не осталось. И это очень радует. Потому что мир лучше войны, а терпимость к чужим взглядам лучше погромов.