Чего-то как-то совпало. Утром во время бритья родилось четверостишие:
В бутылке не осталось ни грамма.
И ветер выл так одиноко.
Я изменил тебе с Мандельштамом,
С Пушкиным и немного с Блоком…
Потом уже, когда ехал в редакцию на машине, подруга прочла новость о том, что студенты Латвийской академии художеств "поэкспериментировали" с памятником великому русскому поэту Александру Пушкину, установленным в Риге, в парке Кронвалда.
Ай да молодцы! Ай, здравствуй племя молодое, незнакомое! Любознательно-настырное, наглое и невежественное в своих первобытных попытках познать окружающий мир с помощью каменного скребка! Пушкин бы гордился тобой!
Короче, как вы, наверное, уже знаете — студентам было дано задание визуально выразить свое отношение к городским памятникам в рамках предмета "искусство среды". С этой целью во вторник (а совсем и не в среду) они замотали Александра Сергеевича белой тканью, а рядом установили перевернутый манекен. Зарытый головой в землю подобно страусу, так что торчали только ноги и некоторые первичные признаки.
Как пояснили будущие макслениеки, против самого памятника Пушкину они ничего не имеют (ничего личного), только считают, что в Риге слишком много классических монументов в полный рост, не вызывающих никаких эмоций.
А разве в вашей Академии художеств преподаватели вам не объяснили, что если какой-то предмет, песня, стихотворение, памятник не вызывает эмоций лично у тебя, то совсем не обязательно к нему холодны и другие твои современники? И что к чувствам других людей прилично относиться с уважением? И слава Богу еще, что студенты не придумали затянуть белой простыней памятник Освободителям в Задвинье. То ли материи не хватило, то ли решили сперва потренироваться на Пушкине, который сдачи не даст не в пример освободителям, если что.
А чуть дальше у Верманского к ограде прислонился Чак, который написал (цитирую по юношеской памяти):
"Если ты унижен и оплеван, неужто прощать, будто тебе оторвали пуговицу? Где же вы были тогда, когда мне сердце вышибли из груди, как рюмку из рук, как глаз? Да, где же вы были тогда?"
— Да ладно, — сказала мне моя попутчица, — этим ведь они Пушкину не повредили. Только самим себе…
И то верно. Это ж солнце русской поэзии. Швыряй грязью сколько влезет, а ему — как с гуся вода.
Еще, по мнению начинающих художников, соседство с памятником поэту перевернутого манекена должно вызвать у прохожих более богатый ассоциативный ряд. И это верно. Правда, мои ассоциации в данном случае просты и прямолинейны. Похоже, что в виде закопанного головой вниз манекена студенты изобразили самих себя — пытливых, копошащихся в пыли и тлене у ног Поэта. Изучающих там какую-то питательную для себя среду.
Впрочем, в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" А.С.Пушкин, кажется, предусмотрел создавшуюся ситуацию и дал инструкции:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.