РИГА, 24 янв – Sputnik. Сенатор от польской партии "Гражданская платформа" Ежи Вчисла рассказал в интервью Gazeta Wyborcza об ущербе от отмены договора о приграничном передвижении с Россией.
Перевод материала приводит портал ИноСМИ.
— Есть ли шансы на возвращение малого приграничного передвижения (МПП) с Россией?
— На мой взгляд, нет. Пока у власти остается "Право и Справедливость", мечтать об этом бесполезно.
— Почему вы в этом уверены?
— Договор о малом приграничном движении приостановили не по рациональным причинам, а потому, что председатель "Права и Справедливости" Ярослав Качиньский и его окружение стремятся ликвидировать прежние хорошие отношения с Россией во всех возможных сферах. Заставить их изменить свои взгляды никому не под силу.
— К каким аргументам они прибегают?
— В том-то и дело, что у них нет никаких аргументов. МПП приостановили по чисто идеологическим причинам. Здесь нет ни экономических оснований, ни каких-то угроз с российской стороны, которые могло создавать МПП. Я уже четыре раза задавал министру внутренних дел Мариушу Блащаку вопрос, почему действие договора приостановили, и каждый раз получал разные ответы.
— Как он это объяснял?
— В основном причинами, которые на самом деле не имели никакого отношения к договору о малом приграничном передвижении. Он говорил об агрессивной российской политике в отношении Грузии и Украины или о том, что Россия угрожает странам Балтии. В последнем высказывании прозвучали слова о каких-то подсчетах, которые якобы показали, что с экономической точки зрения Польше было выгодно приостановить МПП.
— Почему?
— Глава МВД говорит, что в итоге поляки перестали массово ездить в Россию за бензином, сигаретами и водкой, теперь они покупают все это дома.
— Вы согласны с этим мнением?
— С ним невозможно согласиться. Во-первых, подсчеты, которыми пользуется правительство, расходятся с данными Главного статистического управления, которые показывают, что во время действия договора россияне оставляли в Польше больше денег, чем поляки в Калининградской области. Во-вторых, ни Управление, ни министр Блащак не учитывают того, что не вошло в статистику.
Я имею в виду то, что гости из Калининградской области оставляли в Польше деньги, тратя их, например, на косметические, гастрономические, медицинские, гостиничные услуги. Поляки не ездили к российским стоматологам или косметологам, а россияне очень часто приезжали к нам именно для этого. В Гданьске и Гдыни или Эльблонге, где я живу, это видно невооруженным глазом.
— Пятилетнее разрешение на многократное пересечение границы в рамках МПП не было бесплатным, полякам оно обходилось примерно в 200 злотых, но виза стоит в несколько раз больше. Жителям Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств ездить за бензином, алкоголем и сигаретами стало невыгодно.
— Больше 90% поляков, которые пересекали российскую границу, пользовались разрешениями на малое приграничное передвижение, у россиян это явление не было таким массовым. Можно сказать, что они пользовались обычными визами и разрешениями в пропорции 50 на 50. Поляки, как мы сейчас уже видим, будут переходить на визы, хотя это обходится гораздо дороже.
За несколько последних лет действия договора эта интеграция успела развиться. Завязалось множество межчеловеческих контактов. Члены разных организаций и ассоциаций, например, музыканты и любители парусного спорта смогли встретиться друг с другом, проводились международные велосипедные экскурсии и тому подобное.
— Борьбе за малое приграничное передвижение пришел конец?
— Сколько человек это затронуло, на какую сумму будет выставлен коллективный иск?
— Сейчас мне сложно точно ответить на этот вопрос. По разным оценкам, люди, получавшие разрешения на МПП, заплатили за них как минимум 30 миллионов злотых (около 7 млн евро). Я считаю, они имеют право требовать возврата денег, которые они вложили.