РИГА, 4 июня – Sputnik, Евгений Лешковский. На окраине Риги, в питомнике "Бабите" Латвийского университета расцвели рододендроны.
Кто-то полагает, будто больше всего рододендронов растет в Рижском ботаническом саду Латвийского университета (ЛУ). Но там слезы по сравнению с коллекцией, выращенной в питомнике ЛУ на окраине Риги, в поселке Спилве Бабитской волости. Здесь собрано 250 сортов рододендронов, 76 из которых — природные дикорастущие, а около 100 выведены латвийскими селекционерами, главным образом – академиком Рихардом Кондратовичем. С него 1-го июля 1980-го и начался питомник "Бабите" – Кондратович был одним из инициаторов его создания при биофаке университета. А теперь этот питомник – один из самых красивых садов не только Латвии, но всей Балтии.
Рига для селекционеров стала тесна
Рихард Кондратович встретил вашего корреспондента у ворот питомника и повел к кусту рододендрона, который здесь посадили первым — в 1978 году, за два года до официального открытия питомника селекционеров. Это один из самых крупных кустов – с роскошными фиолетовыми цветами, распускающимися огромными гроздями. Их запах манит шмелей – самых главных насекомых, трудолюбиво занимающихся опылением рододендронов.
— В 1957 году мы начали работать в Рижском ботаническому саду: создали там коллекцию, занялись селекцией, но потом поняли, что недостаточно места, — вспоминает академик Кондратович. — Для выведения только одного стабильного сорта нужно, чтобы в коллекции было примерно 200-300 одинаковых растений, с которыми можно работать селекционеру. Для одного гибридного сеянца нужен 1 квадратный метр земли!
И в итоге ученые со студентами стали постепенно, в конце 1970-х, перебираться с рододендронами в Бабите, где в советские годы был сосновый лес, а дома стояли лишь около дороги, ведущей в Юрмалу.
Академик Кондратович предупредил: "Только пишите о питомнике поскорей, а то у рододендронов все очень быстро происходит – сейчас пик цветения, а уже через неделю будет не так красиво. Лишь некоторые сорта расцветут к празднику Лиго".
За рододендронами по всему свету
Здесь теперь каждый день тысячи посетителей: фотографов, влюбленных парочек, свадеб, мам с детьми. В прошлые выходные насчитали более 6 000 человек.
И, конечно, сюда со всей Латвии приезжают за саженцами. Со смотровой площадки (она около большого пруда на окраине питомника, откуда берут воду для поливки цветов) можно внимательно рассмотреть райский сад. Особенно рады посетителям белки, которые тут обитают в превеликом множестве. Они выклянчивают семечки и орехи и давно уже никого не боятся.
Осмотреть сад можно за час-другой, но только если идти и никуда не сворачивать, просто любуясь роскошными кустами с цветами по обе стороны от дорожки. А вот если свернуть, тогда вы тут проведете полдня, а когда выйдете из питомника, скорее всего, скажете: жаль, мало времени, еще многое не успели посмотреть…
— Рододендроны растут по всему северному полушарию, любят горы, влажную почву, например, места около озер, где еще и дожди часто бывают, — рассказывает академик Кондратович. – Кстати, в народе это растение называют "багульник". В Латвии багульники растут недалеко от болот, но они внешне совсем другие по сравнению с красивейшим рододендроном даурским, который распространен в Азии к востоку от Алтайских гор. Видовое название он получил от слова "Даурия" – так раньше называли часть Забайкалья.
Рододендроны (другое название — альпийские розы) относятся к семейству вересковых, они родственники растущих у нас лесных полукустарников, например, черники и брусники. Род багульников ученые включили в род "рододендрон" в 1990-е на основании результатов молекулярно-систематических исследований. Багульники теперь довольно часто и успешно скрещивают с некоторыми "собственно рододендронами" и получают стойкие сорта растений с необычными цветами.
Всего в мире теперь более 30 000 сортов рододендронов, но дикорастущих только 1 300. Они растут от Арктики до тропиков. Некоторые сорта встречаются даже в Австралии, северной Бирме, Индокитае, Японии, на индонезийских островах, и, конечно, их много на Дальнем Востоке, в Сибири (в том числе, вокруг Байкала). И в Европе рододендронов полно – в Альпах, Пиренеях, на Карпатах.
Цветочная лотерея
— А если говорить о селекции в питомниках, то это большая лотерея, — замечает биолог. — Мы решаем скрестить, например, один низкорослый рододендрон с белыми цветами и высокий с малиновыми, чтобы получить среднего размера растение с аккуратными цветами более мягкого малинового окраса. Но вдруг вырастает… еще больший куст, причем с насыщенно оранжевыми и исключительно ароматными цветами, хотя ни белый, ни малиновый почти не пахли. Как так? Значит, где-то, когда-то у кого-то из этих растений был оранжевый пахучий родственник, но его гены много лет спали, где-то затаились. К слову, самые пахучие рододендроны – желтые.
Знаете, что название "багульник" у ближайшего родственника рододендрона появилось из-за его запаха? Латинское название растения, ledum, произошло, по одной из версий, от греческого ledon — "ладан". И у багульника, и у ладана сходный смолистый запах. Есть еще версия, что цветок назван в честь Леды, жены спартанского царя, в которую влюбился Зевс — за красоту. А вот русское название произошло от старославянского — "багулить", то есть "отравлять". Вот вам — какая красота! В то же время цветы багульника символизируют мужество и презрение к смерти.
Семена каких-то сортов рододендронов наши селекционеры получали даже из Вашингтона. Но из семян рододендроны растут медленно, и их используют, в основном, для селекции, а просто размножать лучше черенками. Растут они уверенно, и если приживаются, то уже навсегда! Во многих странах рододендроны высаживают возле домов как живую изгородь: ветки переплетены настолько плотно, что их не сразу и пилой возьмешь. Кусты высотой под четыре метра, которым несколько десятков лет, даже надежней забора с колючей проволокой…
Сейчас в мире рододендроны исключительно популярны – и среди рядовых любителей красоты, и среди ученых, и среди студентов. К примеру, на биофаке ЛУ рододендроны изучают и бакалавры, и магистры диссертации пишут. А с некоторых пор на специальные программы ЛУ начали записываться и студенты из другого знаменитого вуза — Латвийской сельскохозяйственной академии. Словом, будущее латвийских рододендронов — во всех отношениях яркое!