Порты Украины приватизируют по вентспилсскому сценарию?

© Foto : pixabayГрузовой порт в Риге
Грузовой порт в Риге - Sputnik Латвия
Подписаться на
Правительство Украины борется со злоупотреблениями на принадлежащих государству морских портах и приглашает гражданина Латвии Райвиса Вецкаганса проводить реформы, призванные ставить государственные интересы выше частных в случае приватизации. Получилось ли это у Латвийского государства, и чем на самом деле может обернуться громкое назначение?

РИГА, 16 янв – Sputnik, Людмила Прибыльская, редактор журнала "Бизнес-КЛАСС". Неожиданное назначение гражданина Латвии Райвиса Вецкаганса и. о. руководителя Администрации морских портов Украины вызвало удивление и в стране, пригласившей менеджера, и в делегировавшей специалиста.

Чтобы прояснить ситуацию, Sputnik решил сопоставить опыт "специалиста с 16-летним опытом в транспорте и логистике" и задачи, которые стоят перед вверенной ему структурой: а это приватизация и привлечение инвестиций.

Вентспилс. - Sputnik Латвия
Талантливый Райвис Вецкаганс: от нашего порта — вашему
В этом у господина Вецкаганса накоплен большой и довольно своеобразный практический опыт. Почти вся его профессиональная деятельность была связана с Вентспилсским портом и его руководителями, успешно приватизировавшими морские и транспортные активы в 1990-е годы. Вецкаганс выполнял для них самые деликатные поручения, связанные с получением дивидендов через офшорные структуры.

Подробному разбору карьерного пути и анализу деловых талантов Райвиса Вецкаганса посвящено отдельное досье Sputnik, а пока предлагаем вспомнить историю приватизации портов Вентспилса и на ее примере разобраться в мотивах нового назначения.

Было общенародное — стало личное

Советские руководители крупнейшего на Балтике торгового порта, в свои лучшие годы переваливавшего 36 млн тонн грузов, после смены власти стали богатыми людьми. Им досталось большое наследство.

Во-первых, детище американского миллиардера Арманда Хаммера (оно же – ударная комсомольская стройка 1970-х годов) – Вентспилсский припортовый завод с комплексом производства жидких комплексных удобрений и перевалки аммиака.

Аналогичный завод есть в Одессе. Решением кабинета министров Украины он остановлен с 31 декабря 2016 года из-за долгов за природный газ. В 2016 году его уже пытались продать и сейчас поставили задачу приватизировать "как единый комплекс", привлекая инвестора возможностью погасить долги "Нафтогазу Украины" без процентов. А долг превысил 1 миллиард гривен.

Флаг Украины - Sputnik Латвия
Латвиец Райвис Вецкаганс будет бороться с коррупцией в портах Украины
Во-вторых, крупнейший в СССР комплекс перевалки нефти и нефтепродуктов, связанный прямыми трубопроводами с Новополоцком. Нефтебаза получила в независимой Латвии название "Вентспилс нафта".

В-третьих, Торговый порт с контейнерными площадками и территориями для обработки различных грузов.

И всё это в незамерзающем порту с глубинами, которым тогда могли позавидовать и Рига, и Клайпеда, и Таллин. Неслучайно царь Александр III начал развивать гавань Виндавы (немецкое название Вентспилса) и в 1897 году соединил ее одной из первых в Прибалтике железных дорог с Москвой.

Но это была "история о том, как возводятся и рушатся храмы богатства и как люди упускают дарованные судьбой возможности", о чем пишет присяжный адвокат Янис Зелменис в книге "Маятник богатства, или Приватизация "Вентспилс нафта" и мифы об офшорной паутине Яниса Зелмениса".

Книга вышла в прошлом году на латышском и русском языках и представляет собой взгляд очевидца событий и его размышления о том, что пошло не так с приватизацией Вентспилсского порта. Главные его выводы:

— деньги от приватизации были быстро проедены, так как ими латали дыры в бюджете;
— для стратегических активов самой благоприятной моделью является государственный капитализм.

Из коммунистов в капиталисты

Главным действующим лицом вентспилсской приватизации был Айварс Лембергс, который начал свою карьеру как инженер Припортового завода в 1977 году. Ему всегда были присущи хозяйственная сметка и политическое чутье, поэтому в переходное время он стал городским головой Вентспилса путем демократических выборов и продолжает оставаться на этом посту уже почти 30 лет при всех властях.

Прекрасно понимая возможности портового города, Лембергс использовал приватизацию по максимуму, считает адвокат Зелменис. Приватизация портовых активов Вентспилса началась сразу после восстановления независимости Латвии – в 1992 году.

Это делалось путем передачи государственного имущества в аренду частным предпринимателям, выступавшим чаще всего под иностранными флагами.

Офшорные схемы

"Налоговое планирование – это право, подкрепленное решениями Европейского суда по правам человека. Каждый вправе планировать свой бизнес и свои расходы. Главное – делать это вовремя, — уверен Янис Зелменис. – Только лицемеры могут ругать офшоры. Это символ ультралиберальной предпринимательской деятельности. Заработал деньги – и делай с ними что хочешь… Для бизнеса, который с самого начала и до конца пересекает разные юрисдикции, множество границ, естественно находиться в офшоре.

Евродепутат Татьяна Жданок и политик Айварс Лембергс на приеме по случаю Дня России в резиденции посольства РФ в Юрмале - Sputnik Латвия
Пенсионер Лембергс не стесняется получать 6000 евро в месяц

В девяностые годы банки практически не финансировали предпринимательскую деятельность. Чтобы получить средства, приходилось использовать различные схемы по возвращению заработанных денег в карманы предпринимателей. Поэтому по просьбе вентспилсских предпринимателей была создана группа офшорных предприятий Trans Oil System, группа предприятий L.V.K. и другие".

Международная аудиторская фирма Deloitte в лице консультанта Яниса Зелмениса предложила иную схему: коммерсантом Вентспилса стало новозеландское коммандитное товарищество Ventspils Ekspedicija logistika, налоговый резидент Мальты, где не нужно платить налог на прибыль.

Оттуда деньги попадали в Andover Trust, распределявший их свободно, а в конец цепочки за мальтийским предприятием поставили закрытое акционерное общество L.V.K.

Председателем его правления в 2005 году был назначен герой эпопеи с морскими портами Украины Райвис Вецкаганс, а дивиденды от него долгие годы (пока дивиденды не облагались налогами в Латвии) декларировали все одиннадцать бенефициаров Вентспилсского транзитного бизнеса, включая мэра города и главу группы Айварса Лембергса.

Так, за 2005 год эта фирма выплатила ему 1 миллион 338 тысяч латов (1,9 млн евро). Справедливости ради надо отметить, что другие компании были щедрее: VB Holdings выплатил 2,2 млн латов (3.2 млн евро), а LSF Holdings аж 4 млн латов (5,69 млн евро). Кстати, после этого доступные публично декларации государственного должностного лица свидетельствуют, что столь крупных дивидендов Айварс Лембергс больше не получал.

Благодаря схеме Deloitte акционеры Вентспилса наконец получили зафиксированные права собственности и возможность получать легальные доходы в Латвии, чего Рудольф Мерони так и не обеспечил. Это породило конфликт между участниками вентспилсской группы, сопровождавшийся судами, громкими арестами, проходивший в Латвии и в Высоком суде Лондона.

"Нескончаемые уголовные и гражданские дела против вентспилсчан – это памятник некомпетентности акционеров, в чем можно винить их самих, но это и огромное позорное пятно на адвокате Мерони", — отмечает Янис Зелменис, напоминая, что Мерони не выполнил главную задачу – не разработал юридически корректный договор участников, в котором бы четко были определены доли акционеров и сформулированы из взаимоотношения.

Яниса Зелмениса его былой работодатель Deloitte попытался сделать крайним в тяжбах, в которые невольно была вовлечена компания. Отстояв свое доброе имя, он создал собственную практику и стал присяжным адвокатом. Спустя годы он смог отстраненно посмотреть на историю приватизации в Вентспилсе… и считает ее одной большой ошибкой.

Западу не нужны конкуренты

"В большинстве своем зарубежные инвесторы, которые пришли в Латвию в последние 20 лет, оказались в большей или меньшей степени авантюристами и нечистыми на руку, — заключает Янис Зелменис. — Ventspils Nafta приватизировали политики вместе с частными предпринимателями, которые вначале даже толком не понимали, что это значит. На самом деле они были средней руки менеджерами государственного предприятия.

Народное хозяйство только выиграло бы, если бы сейчас предприятия Вентспилсского порта были в собственности государства, а управляющие им менеджеры контролировались собственником – отдельным структурным подразделением министерства сообщения, департаментом транзита химических и нефтепродуктов, руководить которым мог бы Айварс Лембергс.

Мэр Вентспилса Айварс Лембергс - Sputnik Латвия
Лембергс: у Латвии нет внешней политики

Statoil принадлежит государству Норвегия. Непрерывно повторяя мантру, что "государство – плохой хозяин", мы заполняем баки автомобилей на заправках этой фирмы, принадлежащих норвежскому государству. Кому же принадлежит власть в стране – тому, кто владеет сетью розничной торговли или тому, кто не владеет?

Мы будто с перерезанными венами вышли на ринг, где уже топчется пятерка могучих верзил. Они говорят: "Идите к нам, будем на равных бороться на нашем свободном рынке".

Вецкаганс и выбор Украины

Итак, теперь мы можем составить более ясное представление, за какие компетенции гражданин Латвии Райвис Вецкаганс выдвинут в руководители Администрации морских портов Украины.

1. Знание работающих схем вывода денег из государственных предприятий с их перераспределением в пользу частных карманов.

Если вспомнить, что самая наглая схема использования Ventspils Nafta предусматривала аренду за 12 млн долларов в год, тогда как зафиксированная прибыль нефтебазы за первое полугодие 1993 года составляла 20 миллионов, станет ясен масштаб денежных потоков, на которые целятся "приватизаторы", а в версии украинского руководителя Фонда госимущества Игоря Билоуса это могут быть "концессионеры". Новогодние премии, за которые ошельмовали и устранили с работы предшественника Райвиса Вецкаганса, покажутся в сравнении с этими суммами детской игрушкой.

2. Контакты с банкирами и юристами Латвии, которые традиционно обслуживают Украину и помогают украинским воротилам прятать деньги.

Эти контакты позволят набросить на любого волка овечью шкуру, использовать для приватизации государственного имущества средства, нажитые преступным путем. В том числе и на войне, которая сейчас многое списывает.

3. Позиционирование приватизации морских портов Украины как шага к "евроинтеграции", "свободному рынку" и "эффективной рыночной экономике". У Евросоюза на деле не было и нет такой повестки в отношении постсоветских стран, читайте знающего международную практику юриста Яниса Зелмениса.

Его метафора с верзилами, вызывающими на ринг обескровленного соперника, — очень яркая.

Какой интерес во всем этом может быть у латвийского олигарха Айварса Лембергса, крестного отца молодого менеджера Вецкаганса? Этот интерес может быть вполне практическим. Потеряв Ventspils Nafta и давно уже не получая дивидендов от портовых предприятий своего города, дальновидный Айварс может сделать работу над ошибками и приобрести "за лимонад" несколько вкусных объектов на Украине.

"Порты Украины" пишут о том, что в морских гаванях развернулось "зерновое ралли" из-за того, что перевалка зерна стала номером один в структуре портов, к существующим мощностям (23 зерновых терминала общей мощностью 58 млн тонн в год и 11 речных мощностью 11 млн тонн) к 2020 г. планируется реализовать еще 38 проектов суммарной мощностью 37,1 млн тонн. И это только одна интересная портовая тема на Украине. Могут быть и другие.

Однако для того, чтобы свою пользу от этого получили не ловкие проныры под сине-звездным европейским штандартом, а украинское государство и жители, во власти должны найтись прагматики, а не болтуны, под прикрытием пустых фраз о "реформах" в очередной раз грабящие собственный народ.

К сожалению, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян выглядит приверженцем либерального клана. Именно он настаивает, чтобы с морских портов сняли законодательный запрет на приватизацию (соответствующий законопроект был подан еще правительством Яценюка).

А продвигая гражданина Латвии Райвиса Вецкаганса в свой огород, он неизменно подчеркивает, что это будет "специалист высокого класса, с пятилетним контрактом, и ни один политик, ни одна политическая партия, ни один чиновник не будет иметь на него влияния".

Ну а про влияние мы в этом тексте рассказали подробно.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала