РИГА, 16 янв – Sputnik, Людмила Прибыльская, редактор журнала "Бизнес-КЛАСС". Гражданина Латвии Райвиса Вецкаганса, возглавившего Морскую администрацию Украины, преподнесли как новую европейскую метлу, призванную вымести из государственного учреждения грязь коррупции и незаслуженных премий.
Оппоненты назначенца быстро нашли "компромат" — упоминание о судебном процессе, в котором Вецкагансу вместе с другими менеджерами Латвийского морского пароходства инкриминировали то ли неудачный менеджмент, то ли намеренное нанесение убытков на сумму около 18 млн евро.
Упрек, прямо скажем, не по адресу: суд закончился мировым соглашением, обвинения в растрате были сняты.
41-летний Райвис Вецкаганс — классический self made man. Второкурсником факультета экономики и управления Латвийского университета он пришел в Балтийский транзитный банк на практику вместе с тремя своими однокашниками. Все они сделали блестящую карьеру.
Юрис Гулбис возглавляет Lattelecom и официально является самым высокооплачиваемым менеджером в Латвии с доходом 503 тысячи евро в год.
Янис Касалис руководит Рижским Центральным терминалом Рижского свободного порта и успешно привлек к работе этого предприятия японских инвесторов.
Дмитрий Латышев — президент банка Baltikums, основанного морскими офицерами братьями Пешковыми в 2001 году.
Инициатором банковской практики молодых студентов университета стал отец Дмитрия Валерий Георгиевич Латышев, бывший капитан дальнего плавания, приглашенный в Балтийский транзитный банк благодаря знаниям международного бизнеса и английского языка, на котором банкиры 90-х только-только начинали говорить.
На Вецкаганса он повлиял непосредственно, так как парень проходил азы бизнеса под его началом — в одной из первых в Латвии лизинговых компаний. В 1997 году Райвис получил диплом экономиста, а в 1998-м уже возглавил отдел лизинга в Балтийском транзитном банке. В 2000 году его перевели в Отдел корпоративных клиентов.
"Вецкаганс и его однокашники были способными молодыми парнями, — вспоминает тогдашний президент БТБ Галина Аполлинарьевна Алиева. — Все они проявили себя с хорошей стороны и стали большими начальниками".
Морское прошлое Валерия Латышева также сказалось на его воспитанниках: в 1990-е годы Латвия зарабатывала на транзите и портах, а тут связи капитана дальнего плавания были как никогда кстати. Корпоративные клиенты банка, международные проводки, офшоры — всё это было связано с морским бизнесом, так что следующий карьерный шаг Райвиса Вецкаганса был вполне логичным: он уезжает в крупнейший портовый центр Балтии — Вентспилс, чтобы возглавить там филиал банка Nord/LB.
В 2000-2002 годах произошло судьбоносное сближение нашего молодого героя с отцами города Вентспилса и руководителями портовых предприятий. В 2003 году он получил свою первую должность в этой семье — директор Вентспилсского рыбокомбината. Видимо, хорошо себя проявил, и в 2005-м он уже стал членом правления, директором Финансового департамента акционерного общества "Вентспилсский торговый порт" (AS Ventspils tirdzniecības osta).
28 января 2008 года решением акционеров он назначен на должность вице-президента Латвийского морского пароходства (Latvijas Kuģniecība, Latvian Shipping Company), также входящего в деловую орбиту Вентспилсской группы с 26 июня 2002 года, когда "Вентспилс Нафта" купила на Рижской фондовой бирже 49,94% его акций.
Можно сказать, что это был пик вдохновляющей истории нашего героя, после чего на его благополучную гавань обрушились штормы.
Прыжки в лифте
"Бесполезно подпрыгивать в лифте, который едет вниз", — гласит управленческая мудрость. В 2008 году на Латвию обрушился мировой финансовый кризис. Один за другим стали распадаться проекты так называемых жирных лет, в число которых попали и планы Вентспилсской группы. 20-этажный Дом печати, купленный за место на берегу Даугавы вместе с крупнейшей в Латвии газетно-журнальной типографией, стал памятником амбициям эффективных менеджеров.
Реновация или снос небоскреба, которому надлежало превратиться в элитный объект недвижимости, были отодвинуты в неопределенное будущее, а арендаторы некогда плотно заселенного здания разъехались. Циклопическая типография, отстроенная в предместье Риги, стала терять заказы и в конце концов обанкротилась, принеся чистых убытков на сумму свыше 16,5 млн латов (кредиторские требования на 12,5 млн были покрыты продажей имущества с молотка).
К этим потерям надо добавить то, что до этого нерентабельное АО Preses Nams ("Дом печати") было продано Латвийскому пароходству и его дочерней фирме LASCO Investments за 60 млн латов (свыше 85 млн евро). Сделка была внутри группы: продавцом выступила Ventspils Nafta, избавившись от непрофильных активов накануне продажи контрольного пакета на бирже.
Райвис Вецкаганс был членом правления АО Preses Nams и одновременно представителем инвестора. В первом лице он уверял, что "Неплатежеспособность не окажет влияния на материнское предприятие LASCO Investments – Латвийское морское пароходство" (декабрь 2009 года). LASCO Investments объявило тогда же, что инвестиций в полиграфический бизнес больше делать не станет, зато его приоритетом будут инвестиции в недвижимость, ее развитие и рост ценности. В этом деле инвестор тоже не преуспел, как показало последующее десятилетие.
Райвису Вецкагансу на осознание стратегических ошибок потребовалось гораздо меньше времени: уже 22 октября 2010 года он подал прошение об отставке с поста вице-президента и члена правления Латвийского морского пароходства. Разумеется, ему выразили благодарность "за успешную работу в трудных условиях международного морского рынка и кризиса недвижимости". Мол, он дрался, как лев, за условия транзакций между LASCO Investments и "Вентспилс нафта", однако договориться не смог, что вынудило его работодателя обратиться в суд за правовой защитой…
Если посмотреть на деятельность управленцев Preses Nams и инвестора, то надо признать их потрясающую недальновидность в смеси с амбициозностью: начав терять рынок задолго до финансового кризиса 2008 года, они ввязались в экспортную экспансию со строительством нового производства, закончившуюся ожидаемым крахом. "У нас есть еще обязательства по большим инвестиционным проектам, которые мы не можем погасить только за счет своего оборота", — оправдывались эффективные менеджеры.
Призывы к капитализации долгов, обращенные к кредиторам, сопровождались обещаниями "активно развиваться в соответствии с теперешними требованиями рынка". Вспомним: рынок валился под откос, на таком рынке нужно думать об оптимизации и консолидации процессов, а не бросаться лозунгами. Прыжки в лифте, одним словом. И Райвис Вецкаганс в одной из главных ролей.
Судебные тяжбы
Пообещав читателям СМИ "уйти в частный бизнес", Райвис Вецкаганс почти сразу попал в судебную тяжбу, возбужденную благодарным Латвийским пароходством в лице его нового руководства против руководства старого. Сумма иска против десятка должностных лиц составила 12,84 млн латов (18,27 млн. евро).
Справедливости добивался международный инвестор – Vitol Group, купивший контрольный пакет акций "Вентспилс нафта" — крупнейшего владельца пароходства. Он не захотел прощать странных сделок по купле-продаже недвижимого имущества, на развитии которого, как мы помним, хотела сосредоточиться "дочка" пароходства Lasco Investment под руководством Райвиса Вецкаганса и Эдвина Берзиньша.
Интересно, что единственным кредитором "внучки" пароходства Lasco nekustamie īpašumi, одновременно с "дочкой" Lasco Investment, возбудившей процесс правовой защиты, было зарегистрированное на офшорном острове Мэн предприятие Wilcox Holdings Limited, представляемое Найджелом Ховардом Малпасом.
Этот "морской эксперт" прославился тем, что при объявлении санкций против Ирана перерегистрировал на различные офшоры десятки его кораблей и помог тем самым обойти ограничения. В процессе правовой защиты фигурировал долг на ничтожную в масштабах пароходских дел сумму 17 тысяч латов…
В октябре 2015 года череда тяжб, в которых одни вентспилсские предприниматели и менеджеры противостояли другим, завершилась мировым соглашением. Все претензии были сняты, содержание соглашений осталось конфиденциальным.
Вместе с остальными фигурантами процессов освободился от судебных повинностей и наш герой. Правда, его возвращение в активный бизнес состоялось раньше. Его боевой товарищ Эдвин Берзиньш был назначен в правление Латвийской железной дороги (в прошлом году он возглавил предприятие), а Райвис Вецкаганс тоже перебрался в Ригу, приступив к работе в Рижском торговом порту (Rīgas Tirdzniecības osta, RTO).