РИГА, 10 янв – Sputnik, Андрей Солопенко. В ушедшем году в тренде оказались популисты. В Латвии главным популистом считается лидер партии KPV LV, депутат Сейма, не входящий ни в одну фракцию, Артус Кайминьш. Именно в нем нынешняя правящая элита видит серьезную угрозу своей власти.
У Кайминьша есть потенциал
По данным Центра исследования рынка и общественного мнения SKDS, более половины опрошенных жителей страны отрицательно оценивают ее нынешнее экономическое положение. Правительству Латвии не доверяет примерно 75% населения страны. Как заметил директор SKDS Арнис Кактиньш, "теоретически эти высокие цифры недоверия — потенциал для Артуса Кайминьша, политика вполне харизматичного".
Он предполагает, что эти обозленные на власть молодые латыши и составят на ближайших выборах ядерный электорат Кайминьша.
В то же время, подчеркнул эксперт, потенциал не обязательно будет преобразован в голоса.
"В Латвии перед каждыми выборами создавались партии, претендовавшие на эту нишу, но полученный результат не всегда соответствовал их амбициям. И если старт партии Кайминьша был очень многообещающим с рейтингом в 8%, то сейчас он снизился до 5-6%, что свидетельствует о достижении им определенного потолка", – подчеркнул социолог.
Сможет ли Артус Кайминьш реализовать свой потенциал, не повторит ли он ошибок других политиков, хотевших подвинуть правящую элиту, но оказавшихся в оппозиции или вообще ушедших из политики? Как сказал Арнис Кактиньш: "Пока поставим здесь большой знак вопроса, который с приближением муниципальных выборов будет уменьшаться".
На чужой каравай
"Если партия Кайминьша KPV LV что-то получит на муниципальных выборах, то для нее это, несомненно, будет успех. Говорить о "высоких материях" с парламентской трибуны — это одно, а решать насущные вопросы отопления или канализации — это совсем другое", — считает и политолог, декан факультета социальных наук профессор Юрис Розенвалдс.
Кроме этого, эксперт считает, что KPV LV могут поддержать люди, ранее голосовавшие за партию Ингуны Судрабы "От сердца – Латвии", также критически относящиеся к нынешней правящей коалиции, и, возможно, часть электората Латвийского объединения регионов, от которого Кайминьш и был избран в Сейм.
"Недовольные работой правительства граждане — это те, на кого он и его партия рассчитывают в первую очередь", – заявил Розенвалдс.
Меньше других от роста популярности KPV LV пострадает партия "Согласие", за которую голосуют главным образом русскоязычные.
"Пока я не вижу у Кайминьша желания говорить с людьми, среди которых себя очень комфортно чувствует Нил Ушаков", – отметил эксперт. Поэтому возможно, что в крупных городах именно "Согласие" извлечет выгоду из распыления латышских голосов между большим количеством разных партий.
Вестник перемен?
И социолог Арнис Кактиньш, и политолог Юрис Розенвалдс считают, что партия Артуса Кайминьша не сможет реально претендовать на власть в каких-либо краях или городах Латвии после выборов в самоуправления. Для этой политической силы прохождение в муниципалитеты уже станет победой, которую Кайминьш и его соратники смогут конвертировать в успех на выборах в Сейм в 2018 году. И на них-то партия бросит все свои ресурсы.
Розенвалдс считает, что эта партия может реально рассчитывать на поддержку примерно 10% латвийских избирателей. Если Кайминьш наберет 15%, он сможет влиять на формирование правительства. Это сулит перемены в латвийской политике, однако, по словам эксперта, он не сможет подвинуть нынешнюю правящую элиту.
Поэтому, как замечает Розенвалдс, единственная возможность для коалиции не допустить подобного сценария — вывести Латвию из экономической стагнации, что уменьшит протестные настроения в обществе. Иначе, по его словам, им придется решать, с кем сотрудничать – с раздражающим Кайминьшем или неприкасаемым Ушаковым.