РИГА, 24 дек — Sputnik, Евгений Лешковский. Сейчас время в театре самое напряженное – идут премьеры одна за другой, и все аншлаговые: "Мария", "Медея", "Любить", "Гранатовый браслет".
Скоро представят "Песочных человечков", потом "Доброго человека из Сычуани" и "Короля Лира". За кулисами в мастерских только и успевают новые костюмы шить, делать всевозможную бутафорию и декорации.
Корреспонденты Sputnik побывали там, куда случайные люди не допускаются, ведь закулисье должно оставаться тайной.
В костюмерную моль не пролетит
Если театр и начинается с вешалки, то – в костюмерной, что на последнем этаже огромного здания в сердце Вецриги. За соседней с костюмерной дверью, к слову, расположен Пункт наблюдения муниципальной полиции, сюда выводятся изображения с камер видеонаблюдения по всей Вецриге.
В театре шутят: люди в форме отпугивают не только преступников, но и моль. А именно моль в костюмерной – самый лютый враг, и тут делают все, лишь бы она не совершила злодеяния…
— Все костюмы мы должны внимательно осмотреть после каждого спектакля: если что-то порвалось, сразу отдаем в ремонт. А рвутся костюмы очень часто – особенно, если они достаются молодым актерам, которые и бегают по сцене, и прыгают, как например, в сказке "Снежная королева", — замечает Елена.
Здесь находятся только те костюмы, которые "играют" в спектаклях, остальные "временно заморожены" на складе, хранятся в запасниках и ни в коем случае не уничтожаются, вдруг что-то потом еще понадобится?
После спектакля костюмы отправляют в прачечную в подвале, работающую почти без перерыва. Представьте только, например, в спектакле "Два джентльмена из Вероны" костюмов более 150. А спектакли в театре идут почти каждый день! И стирка происходит максимально аккуратно, ведь многие костюмы с уймой разных деталей и из дорогих тонких тканей. Исходя из того, что почти все костюмы шьют индивидуально на каждого актера, обращаться с ними надо особенно бережно.
Волосы лучше мыть ацетоном
Этажом ниже – гримерки: для нескольких актеров и индивидуальные. Здесь же находится и общая гримерная. Мы заглянули в помещение.
На столе около зеркала лежал парик. Знаете театральные хитрости? Если парик синтетический, тогда его можно мыть и просто хорошим шампунем. Зато парик из натуральных волос — ацетоном. Как говорится, всем, кто носит парик, на заметку.
Отсюда и до сцены недалеко — по извилистым коридорам (это работники театра привыкли к ним, а мы с фотокором тут же заблудились!) и лестницам. Мы застали приготовление к спектаклю. У большого пульта стояла его оператор Лайла. К штанкету – длинной и сложной металлической конструкции – крепили круглые лампы-"головы" и профильные приборы, дающие точечный свет и разные картинки, например, кружащиеся по залу снежинки. Лайла с ловкостью пианиста нажала пальцами на какие-то кнопки, и конструкция с лампами начала подниматься, а сцена вдруг дернулась и стала поворачиваться.
За медленным вращением круга сцены интереснее наблюдать под ней. Это помещение на 3-м этаже. Здесь хранят и запасные кулисы,свернутые в огромные рулоны, и антураж разный. Вот велосипед (точнее — повозка) из спектакля "Снежная королева", на которой Герда едет. Рядом возвышается "герой" спектакля "Привидение из Кентервиля": огромная тыквенная голова на тонкой шее, торчащей из черного плаща. Этим "привидением" герои пугают в спектакле друг друга. Помните новеллу Оскара Уайльда? Это "привидение" делала мастер по бутафории Ольга Прилипа.
Спасибо Китаю за русский театр
За сценой — другое помещение. Здесь на большом экране транслируется то, что происходит в данный момент: актеры, сменяющие друг друга, могут наблюдать за всем и видеть, когда их выход. Рядом — реквизиторская, где за всем следят Наталья, Майя и Лена.
Они истинные педанты. На полках все аккуратно разложено и систематизировано: чтобы в любой момент можно было необходимое вынести к кулисам и передать актерам.
Реквизит сюда доставляют из подвала, где тоже целый мир: бутафорский и декораторский цеха, слесарная, столярная. Ольга Прилипа раскрыла тайну, как рождается бутафория. Можно все самим полностью сделать, но – долго и дорого. Проще заказать в интернете на китайских сайтах.
— Покупаем какую-то китайскую ерунду, например, веера, обдираем с них все ненужное и делаем потом из этого красивый "исторический элемент костюма". А для спектакля "Ханума" нам надо было сделать двухметровые круги, обклеенные искусственными цветами и всевозможной бижутерией: их катали по сцене и создавали "рыночную суету". Так цветы и бижутерию заказывали в Китае, поскольку в Риге все в магазинах стоило слишком дорого, — говорит Ольга.
Замки строим за три дня
В этом же помещении работает и конструктор по костюмам Валентина Зачиняева.
— Художник пишет эскизы, а я думаю, как это все потом воплотить в жизнь, и лишь затем задание получает портной. Приходится быть и специалистом по историческому костюму. И никакой рутины! Представляете, когда за сезон через тебя проходят десятки костюмов – исторических, где все должно быть предельно точно, или фэнтезийных! – говорит Валентина.
А за стеной тем временем ремонтировали кусок крепостной стены. Тут столярный и слесарные цеха. Всем руководит декоратор Лаурис Плате, на котором и ремонт тумбочек, и строительство замков.
Он держал в руках только что полученный эскиз к новому спектаклю. "Надо сделать стенку, похожую на кухонную. Дня два на это уйдет", — приговаривал Лаурис. "А замок за сколько дней можете построить?" — интересуюсь я. "Подольше… Дня три", — деловым тоном отвечает он.
А потом вокруг этого замка оживет целый мир – новый спектакль. И, конечно, снова будет аншлаг!