РИГА, 16 дек – Sputnik, Владимир Дорофеев. Медики уверяют, что далеко не каждый получивший вирус гепатита в кровь заболеет. Бывший министр здравоохранения указывает, что реального числа больных никто не знает и что многие из инфицированных сегодня даже не догадываются о том, что заражены.
По неофициальным данным, число больных превысило 50 тысяч и продолжает стремительно расти. Как считает Белевичс, государство имеет финансовые возможности для решения этой проблемы и обязано решать ее.
Кошмарные слухи начали распространяться в начале этой недели, хотя самой ситуации около 7 лет. Газета Латвияс авизе опубликовала рассказ одного из читателей, которому пришло письмо Госцентра доноров крови (VADC), в котором тому предлагалось пройти проверку на гепатит С, поскольку его, возможно, заразили при переливании крови. Когда газета обратилась с вопросом в VADC, выяснилось, что такие "письма счастья" получили около 190 больных (как удалось выяснить Sputnik, уверенно можно говорить о 83 пациентах с разной судьбой).
Белевичс рассказал Sputnik, что сегодня Латвия вместе с Эстонией занимает 1-2-е места в Европейском союзе по распространению гепатита С.
К этому результату наша страна пришла не внезапно. Много лет эту болезнь можно было подхватить в маникюрном салоне, в зубоврачебном кабинете, в тату-салоне и, как оказалось, даже в больнице. Рассказал опальный министр и о том, что до начала 2016 года лечение от гепатита С было не только неприятно и дорого, но и эффективно только в 60% случаев. В 40% больные тратили большие деньги, терпели неприятное лечение, но не выздоравливали.
Экономия на жизни
Sputnik попросил разъяснений в VADC и выяснил следующее: в годы кризиса, а точнее в 2009 году, в целях экономии VADC с разрешения министерства здравоохранения стал проводить молекулярную проверку способом, допускающим ошибки в тестировании.
Молекулярную проверку ввели годом ранее, в 2008-м, вместо серологической, и она позволяла выявить обнаружение антител в крови на 10-12-й день, а не на 70-й, как это делала серологическая проверка, действовавшая с 1999 года. Молекулярный анализатор настолько чувствителен, что обнаруживает антитела даже в смеси крови нескольких пациентов. Порядок был таков: сначала анализатору давали проверить мензурку, в которой была смешана кровь 6 пациентов, если не обнаруживалось всех болезненных антител, то отдавали кровь на переливание.
Если же был получен другой результат, то проверяли каждую из шести составляющих "коктейля". В 2009 году по приказу Минздрава VADC стал удешевлять процесс, смешивая кровь аж 24 пациентов вместо 6. В результате анализатор с обработкой данных не справлялся и кровь брали в том числе и у больных.
Это, кстати, как нельзя лучше показывает портрет больного. Это далеко не всегда асоциальная личность. Напротив, зачастую это вполне приличный человек, отдающий обществу свою кровь, часто даже не догадывающийся о своем недуге и вполне вероятно подхвативший его в достаточно приличном месте. Не говоря уже о том, что некоторые сдавали свою кровь именно для того, чтоб получить достоверный анализ.
— В 2015 году, по настоянию Белевичса, в VADC сменился анализатор крови, – рассказала Sputnik Зане Моусави, пресс-секретарь VADC. — С тех пор более точный анализ крови проводится и у новых доноров, и у тех, кто сдавал кровь ранее. Образцы крови хранятся 5 лет, а в год сдают кровь приблизительно 5 000 человек. Соответственно, центр доноров хранит образцы более 25 тысяч человек, сдававших кровь. Если они приходят сдавать кровь повторно, то их кровь с 2016 года анализируется дважды, на новой машине. И бывают случаи, когда новый, более точный анализатор показывает вероятность того, что у доноров есть гепатит С.
Пока известно, как использовали только 89 компонентов крови с гепатитом. В этих случаях больные отделались легким испугом – в их крови после тщательных проверок заразы не обнаружено. Два десятка пациентов VADC ждет для дополнительной проверки, но пока результатов нет. О 106 комплектах крови для переливания больницы пока не отчитались. В 55 случаях пациенты умерли, и причиной их смерти назван не гепатит, а другие болезни (например, последствия автомобильной травмы). Хотя кажется, что в связи со всеми вскрывшимися обстоятельствами утверждать, что ни в одной из этих смертей точно не виновата кровь с неучтенным заражением – все-таки слишком смело, не все же они умерли на столе хирурга.
Добавлю, что вся эта кошмарная арифметика только о случаях, выявленных за год, то есть о постоянных донорах. А сколько "бомб" еще таится среди доноров эпизодических, сдававших кровь ранее, даже предполагать страшно.
Заплати за лечение и умри
Как бы то ни было, а новые латвийские зараженные это только часть проблемы. Потому что, помимо того что заразиться можно даже в больницах, так ведь и лечили до 2016-го неэффективно, и возможно снова вернуться к этому более дешевому, но опасному для общества методу.
– Только год как мы приступили к эффективному лечению гепатита С, и вот с нового года мы можем откатиться обратно, – переживает Гунтис Белевичс. – Я подготовил реформу, в рамках которой на борьбу с гепатитом планировалось финансирование 4,2 млн евро. Борьба с гепатитом это была одна из главных моих побед, во время должности министра, и, конечно, я не хочу, чтобы все пошло прахом.
Новые способы стоят дороже, и такое лечение нужно не всем, но для 40% больных это вопрос жизни и смерти. Лекарства от гепатита С недешевые, а больных много. Замечу, что регистр больных гепатитом С ведется только с начала 2016 года. И только с этого времени Латвия смогла оценить масштабы поразившего ее бедствия.
– Примечательно, что до 2016 года лекарства от гепатита С на 75% оплачивались государством, – говорит Белевичс. – При этом больной за год тратил около 2000 евро на лечение. Денег на лечение хватало не у всех, некоторые лечение бросали. Но и те, что добропорядочно тратились, излечивались не все, а только 60%. При этом лечение неприятное, имеет побочные эффекты, такие, например, как приступы тошноты. Я полагаю, те бедолаги, которые, заплатив немалые деньги за лечение, эффекта не достигли, – очень недовольны нашей системой. И повторю, таких до 2016 года было 40% – чуть меньше половины. Прибавьте к ним тех, кто не стал лечиться по причине безденежья, и получите латвийскую ситуацию с гепатитом, до прошлого года… и, возможно, следующего! Потому что вместе с министром изменились и приоритеты Минздрава!
Белевичс считает, что лечение должно быть 100% оплачено государством, чтобы не оставлять недолеченными тех, кто не может себе позволить дорогие лекарства. Также он считает принципиально важным продолжать лечение не только старыми методами, но и более дорогими новыми. И тут с ним сложно не согласиться, просто потому, что эту заразу можно заполучить через невинную царапину. А любой неизлеченный больной представляет опасность для общества. И дешевле заплатить за лечение другого человека, чем заразиться самому.
Где можно было подхватить заразу, или А вы уверены в своем здоровье?
Нужно отдать должное экс-министру Белевичсу, довольно быстро и решительно отреагировавшему на новости про гепатит в его бытность министром. Именно тогда были проведены несколько важных реформ, касающихся профилактики гепатита, и намечены реформы по излечению, сегодня приостановленные. Так, при нем все салоны красоты, тату-салоны и парикмахерские, где делают маникюр и педикюр, поставлены на санитарный контроль. То есть к ним иногда заходит мединспектор и проверяет, как стерилизуются инструменты. До этого такого контроля не было вообще, и каждый десятый заражался гепатитом С именно там.
Кроме того, Белевичс договорился с ассоциацией стоматологов, что те в обмен на поднятие тарифов на детскую стоматологию обязуются до конца года оснастить все практики стерилизаторами, не портящими тонкий инструмент. А следовательно, гарантировал, что зубные доктора не станут экономить на стерилизации инструментов.
В VADC реформы Белевичса коснулись не только молекулярного анализатора, который стал работать в штатном режиме, но также была подготовлена реформа, касающаяся облучения плазмы. В госцентре уже некоторое время каждую кровь разделяют на разные компоненты: эритроциты, тромбоциты и плазму. И она идет трем разным людям, проходя различными способами стерилизации, что повышает безопасность.
Денег на все не хватает
– Для стерилизации плазмы Минздрав "эпохи Белевичса" предусмотрел покупку облучателя за 2 миллиона евро, – рассказала пресс-секретарь VADC Зане Моусави. – Облученная плазма 100% не несет в себе вирусов гепатита, стафилококка, ротавируса, вируса Зика и многих других. Облучение убивает все эти микробы. Но в медицине всегда денег не хватает, и траты на этот прибор посчитали менее важными, чем другие траты. Поэтому эту покупку отложили.
Отмена покупки облучателя плазмы – это далеко не все отменённые Андой Чакшей реформы Белевичса, касающиеся борьбы с гепатитом С. Также отодвинута в неизвестное будущее пересадка печени за счет государства.
Проверить, есть ли эта зараза в крови (и некоторые другие, не менее опасные), можно при сдаче крови в донорский центр VADC. Сдавать кровь в эту организацию на несколько порядков безопаснее, чем получать. И, слава богу, экономия на молекулярном анализаторе больше не считается разумным способом уменьшить бюджет. Поэтому и в новых анализах можно быть гораздо более уверенными, чем в прежних.