РИГА, 3 мар — Sputnik, Марина Петрова. Вмешательство бойцов батальона специального назначения потребовалось для защиты бюро министра здравоохранения Гунтиса Белевича, когда в бюро раздался звонок с угрозами. Неизвестный мужчина заявил, что у него оружие с оптическим прицелом и он всех застрелит.
Сотрудники правоохранительных органов нашли и задержали звонившего. Им оказался 45-летний житель Вангажей — без оружия и без судимостей. Выяснилось, что в Минздрав он позвонил от отчаяния, причиной которого стало неподобающее обращение медиков с его дочерью Линдой Мисевичей.
Жест отчаяния
Линда рассказала историю на своей странице в Facebook: 5 февраля она почувствовала сильное недомогание, отправилась в больницу в Елгаве, откуда ее направили к семейному врачу, который послал на анализы.
Состояние девушки ухудшалось, и после двух звонков в неотложную помощь она получила совет отправляться в больницу на обследование.
Ожидая результатов, Линда снова отправилась к семейному врачу, потому что терпеть боль, по ее словам, стало невозможно. Врач порекомендовал госпитализацию, в родной Елгаве отказали, Линда поехала в больницу "Гайльэзерс", где ей вновь отказали. Тогда она позвонила отцу. Отец позвонил в Минздрав. Вся история заняла две с половиной недели, по прошествии которых оказалось, что у женщины язва двенадцатиперстной кишки в предоперационном состоянии.
На всех этапах этой истории медики объясняли свою несговорчивость тяжелыми обстоятельствами: мест нет, времени нет. Фактически это означает "денег нет".
Как показал опыт последних месяцев, денег нет не только в случае Линды. Их нет и для тех, кто хочет записаться на обследования непосредственно в больнице — чтобы пройти его хотя бы через неделю или даже месяц.
Передел квот
О том, что крупнейшие рижские больницы больше не принимают пациентов на оплачиваемые государством обследования, стало известно в середине января. Оказалось, например, что сделать УЗИ можно только за свой счет, да и то не сразу.
К тому, что государственные квоты на год заканчиваются гораздо раньше, чем год календарный, в Латвии давно привыкли. Однако раньше такие проблемы возникали осенью, и Минздрав пытался выпросить дополнительное финансирование. Как правило, это срабатывало.
Однако к тому, что квоты закончатся в начале года, никто не был готов. В больницах пациентам говорили: звоните через месяц, возможно, что-то изменится.
"В этом году Национальная служба здоровья вместе с министерством здравоохранения заставили больницы записывать пациентов каждый месяц в объеме одной двенадцатой от предыдущего года, то есть строго поделили по месяцам то, сколько им выделено на этот год. Соответственно, люди столкнулись с тем, что их в больницах записывают только на этот месяц", — поясняет Sputnik оппозиционный депутат Сейма Виталий Орлов.
"Для стационарного сектора сумма денег, на которую государство будет заключать договор, была известна, а в амбулаторном секторе — нет. На мой взгляд, это недостаточная причина не открыть квоты на весь год — разница небольшая, плюс-минус два процента", — сказал Белевич в эфире LTV7.
Популярный врач — хороший врач
Жители Латвии поняли, что квоты исчезают на глазах, и решили брать больницы штурмом. Первого февраля, когда Восточная больница открыла запись на март, квоты были разобраны буквально за несколько часов.
В коридорах стационара сотни стариков, привыкших записываться к врачам лично, пытались пробиться к окошку регистратуры. В живой очереди стояли около 300 человек, еще 400 ожидали соединения по телефону, 600 написали электронные письма.
По словам Белевича, в такой ситуации отчасти виноваты сами пациенты: вместо того, чтобы самостоятельно распределиться по всей территории республики и всем больницам, которые проводят обследования, они целенаправленно шли в самые популярные стационары.
"У нас люди имеют право выбирать заведение, которое оказывает им оплачиваемую государством услугу. Эти же услуги, которые были разобраны за считаные часы, можно получить без очереди в других местах. Но если вы — лучший доктор, то у вас будет очередь", — говорил министр.
По словам президента Ассоциации семейных врачей Сармите Вейде, этой проблемы не было бы, если бы не квоты на обследования. А с 1 января в Латвии введены квоты и на лабораторные исследования. Так что пациенту придется искать лабораторию, где квоты еще не закончились.
"Эта крайне неприятная ситуация сложилась из-за недостатка средств, выделяемых на здравоохранение. Мы видим, что министру приходится искать финансирование в самой системе", — сказала Сармите газете "МК-Латвия".
"Тут пригодился бы эстонский опыт. Если пациент в критическом состоянии, медик должен иметь право сам звонить в лечебный центр и просить сделать обследование вне очереди", — считает политик.
По его мнению, могло бы помочь е-здоровье. Но проект е-здоровья провалился, считает он: "каждый из четырех его разработчиков написал свою часть на отдельной платформе, а они оказались несовместимы между собой. Чтобы решить этот вопрос, клиника "Гайльэзерс" уже отменила помесячную запись и установила ее, как прежде, на весь год. Но осенью квоты опять закончатся и их опять не будет хватать. Значит, вопрос можно решить только дополнительным финансированием".
Денег давно нет
Министр согласен: все проблемы латвийской медицины — от нехватки средств. По данным Евростата, в Латвии пациенты за свой счет оплачивают примерно 40% расходов здравоохранения, больше — только в Болгарии и на Кипре.
Однако и это не объясняет критическую ситуацию в начале 2016 года, ведь бюджет министерства здравоохранения в этом году не сократился, а даже увеличился по сравнению с 2015 годом.
Прибавка составила около 20 миллионов евро.
По словам оппозиционного депутата Сейма Виталия Орлова, реальной эту надбавку назвать сложно: "Минфин каждый год говорит, что финансирование должно быть больше предыдущего года. Но деньги на обследования закончились еще в сентябре".
Гунтис Белевич со своей стороны, пообещал попросить у Минфина дополнительные средства, сам Минфин проводит в системе здравоохранения масштабный аудит.
Прозвучали предложения перераспределить финансирование между частными и государственными клиниками, провести ранжирование пациентов, дать зеленый свет онкологическим больным. Однако будут ли результаты, непонятно.
По словам Паулса Принциса, члена правления Латвийской ассоциации семейных врачей, проблема возникла еще в 2007 году, когда финансирование Минздрава было обрезано на 30%. В последние три года цифры не сокращались, однако само лечение становилось дороже (новые медикаменты, старение нации и т.д.) — отсюда вечная нехватка денег.
В этом году закрывать долги прошлого года за счет денег нынешнего года почему-то не стали.
Глава Подкомиссии по общественному здоровью Ромуальд Ражукс считает, что очереди в больницах — нормальная ситуация для многих стран.
Кстати, Ражукс представляет правящее "Единство", которое руководило Минфином на протяжении последних лет.
"Очереди были всегда, это проблема не только Латвии, но и для любой страны. Обычно в конце года находились дополнительные средства. В этом году такого не случилось. А больницы были не готовы к тому, что все задолженности не будут погашены в конце года", — заявил Ражукс Sputnik.