Президент Раймондс Вейонис способствует расширению влияния России, жители Латвии не спешат завещать свои внутренности, боясь, что после соответствующего заявления их тут же умертвят. Какие упреки могут быть к негражданам, господа латыши?
Не президент — а резидент!
Депутат Сейма от Нацобъединения историк Эдвинс Шноре украсил страницы газеты Latvijas Avīze своей колонкой, в которой указал, что президент Латвии Вейонис действует против интересов самой Латвии, ратуя за то, чтобы политики общались по-русски с русской прессой.
Тем более это опасно теперь, после выборов в США, пишет историк. Перед тем, как Трамп вступит в должность, Россия посылает ему сигналы и демонстративно метит территорию, чтобы новый коллега сразу понял, что здесь кому принадлежит. Точно так же происходит и в животном мире.
Если границы государства можно увидеть на карте, то сферы влияния обозначают по-другому — с помощью символов и посланий. Их цель – таким образом показать конкуренту, где заканчивается его территория и начинается чужая. Россия зоной своего влияния считает бывший СССР. Если кто-то об этом забывает, то Россия публично напоминает об этом, используя легендарное новостное агентство ТАСС, через которое Советский Союз передавал свои сообщения, начиная со Сталина, рассказывает Шноре.
Одним из таких скрытых посланий Шноре называет заявление России о необходимости особого статуса для русского языка в странах бывшего СССР. Как известно, 17 ноября ТАСС распространил послание российского МИД о том, что русский язык на территории бывшего СССР подвержен угрозе и ему должен быть присвоен юридический статус. Так как на этих территориях проживает большое число русскоязычных, этот вопрос должен быть поставлен на повестку дня внешней политики России. А особое беспокойство у российского МИД вызывает положение русского языка в Латвии и Эстонии.
И на этом фоне политики стран Балтии вдруг тоже стали выступать за усиление русского языка.
В Эстонии Центристская партия выдвинула предложение по переводу некоторых билингвальных школ на русский язык обучения. В Латвии общественность шокировал президент Вейонис. 22 ноября на странице президента в интернете бы опубликован документ, содержавший призыв не стесняться говорить в Латвии на русском:
"Некоторые политики решили говорить только на латышском языке, несмотря на СМИ, которое их интервьюирует, и язык, который использует соответствующая аудитория. Хороший пример подают те политики и чиновники, которые с русскоязычными СМИ общаются на языке их аудитории".
"Это цитата из сообщения экспертной группы президента. В ее составе ученый Денис Ханов, бывшая сотрудница НТВ и LTV7 Ольга Проскурова, а также советник министра культуры Мартиньш Капранс", — отмечает Шноре. А ведь русский язык на сегодняшний день является главным оружием Кремля.
С депутатом заочно согласен и американский политолог Пол Гобл. В своей статье он пришел к выводу, что главным оружием Кремля в гибридной войне против стран бывшего СССР и особенно Балтии является русский язык, его защита и распространение.
В заключение политик-националист указывает на то, что это не первый раз, когда президент Латвии выступает с пророссийских позиций.
"Это, конечно, совпадение, что президент Вейонис, который недавно помогал российским инвесторам уклоняться от дополнительных взносов в бюджет в рамках программы ВНЖ, теперь замолвил слово за русский язык. Было бы дальновиднее выждать пару недель, иначе многим может показаться, что он согласовывает свои действия с российским МИД… " — пишет Шноре.
Вам что, органов жалко?
С удовольствием разрешил бы использовать, но боюсь, что после того, как заполню такую анкету, быстро окажусь таким донором, пишет читатель журнала Kasjauns.lv, который посвятил свою статью тому, почему латвийцы неохотно завещают свои органы. Мнение читателя поддерживают многие. Выяснилось, что люди просто боятся.
Они аргументируют свою позицию тем, что торговля органами по-прежнему существует. Что молодые мужчины намного более востребованные доноры, чем пожилые женщины. И что где-то в большом мире торговля органами — реальный факт.
Есть у людей опасения и в том, что в случае болезни человека, согласившегося завещать свои органы, медики могут специально не спасать такого пациента. У такого разрешения есть и темная сторона — узнав, что ты донор, при несчастном случае могут тебе не помочь. Просить его нужно только у родственников в случае смерти, делится другой читатель.
А всего с 2002 по 2016 год донорами согласились быть 743 латвийца против 942 тех, кто категорически отказался. Работа с донорами органов, разговоры с близкими, процесс трансплантации и связанные с ним вопросы во всей Латвии координирует центр трансплантологии университетской больницы Страдыня и входящая в центр структура BaltTransplant. В больнице работают координаторы, работающие как с донорами, так и с теми, кому пересаживают. Операции по пересадке сердца осуществляются латвийскими кардиохирургами в Латвии, почки также пересаживают в Латвии. Однако печень можно пересадить только за границей, например в Тарту.
Чтобы в случае смерти ваши органы были пересажены нуждающимся в этом людям, вы должны написать заявление в Управление по делам гражданства и миграции, а также соответствующее заявление в Регистр жителей. Там же можно и отказаться от донорства. Зачем это необходимо? Дело в том, что в Латвии существует презумпция согласия. То есть, если вы не оформили свой отказ официально, может считаться, что вы согласны жертвовать свои органы для спасения других людей. Хотя специалистов больницы Страдиня из этических соображений всегда спрашивают и мнения близких умершего.
Надо ли опасаться стать донором? В Латвии трансплантация строго регулируется соответствующим законом. Работники центра трансплантации особо не комментируют страхи жителей Латвии и сомнения в репутации врачей. Но утверждают, что закон и созданная система не позволяют создать ситуацию, при которой медику-трансплантологу будет обеспечен доступ к лечению донора органов или дано право констатации его смерти. Решение о трансплантации принимается только после того, как констатированы смерть мозга или биологическая смерть.
А вот падение числа доноров медиков действительно беспокоит. За последний год уменьшилось и количество родственников, которые согласились на пересадку органов умерших. Примерно в 30% происходит отказ. Разговоры с родственниками часто очень сложные, занимают время, а время в данной ситуации особенно дорого.
Эти опасные дети неграждан…
Публицист Юрий Пайдерс в газете NRA рассуждает о реакции некоторых политиков на предложение президента Вейониса о том, чтобы рождающиеся в Латвии дети неграждан автоматом становились гражданами этой страны. В Национальном объединении это предложение вызвало бурю. Самые агрессивные заявляют, что, если детям неграждан дать гражданство, Латвия развалится. Поэтому такая инициатива — предательство. Как шутит главред NRA Анита Даукште, эти люди действительно невысоко ценят Латвию. Ведь в год у неграждан в Латвии рождается всего 80 детей без гражданства. И если она рухнет, присвоив гражданство 80 детям, то стоит спросить, насколько прочны ее основы.
Между тем президент свою инициативу обосновал соображениями госбезопасности. Хронологически она совпадает с решением Владимира Путина предоставить безвизовый режим всем негражданам Латвии, увидевшим этот свет после 1991 года.
И все же надо напомнить, что дети имеют право на гражданство Латвии, их родителям только надо записать их в граждане. Но если они этого не делают, становятся ли они от этого врагами государства, путинскими троллями и агентами Кремля?
В основном — нет! Не только неграждане, но и граждане пытаются ответить на вопрос: а имеет ли смысл оставаться в этой стране? За последние восемь лет Латвию покинули сотни тысяч латвийцев. Что ждать от страны, где даже национально настроенные депутаты лучше выделят денег на расширение каплицы на кладбище в волости, чем выделят средства на создание новых рабочих мест там же? Если многие латыши не видят перспектив на своей родной земле, то что мы тогда хотим от неграждан, у которых неопределенности о своем будущем еще больше?— спрашивает публицист.