РИГА, 2 дек — Sputnik, Евгений Лешковский. Сегодня в Тарту скончалась 25-летняя Байба Бароне, страдавшая редким заболеванием кровеносных сосудов печени — синдромом Бадда-Киари. Ей только недавно сделали операцию по трансплантации печени, но жизнь девушки сохранить не удалось… Другой житель Латвии — Леонид Пахомов, тоже лежавший в эстонской клинике, до операции не дожил. Больше всего он надеялся, что удастся дождаться донорского органа, поправиться и увидеть, как вырастает его маленькая дочь.
Государство отвернулось от людей: пусть умирают
И Леониду, и Байбе родное государство отказало в помощи: они сами искали деньги на операцию.
Деньги на спасение Байбы искали всем миром. Латвийская Национальная служба здравоохранения отказалась помогать, поскольку трансплантация печени не входит в список оплачиваемых государством операций.
Кабинет министров ЛР очень долго водит за нос больных. Вначале чиновники обещали, что такие операции будут оплачиваться с 1 июля 2016 года. Потом дату перенесли на 1 января 2017 года, теперь — до 2018-го. Но, конечно, и это без гарантий: может, и до 2028 отложат.
За свои средства (вернее, пожертвования) Байба с мамой Марой решили, что уж лучше будут делать операцию в Эстонии, в Тартуской университетской больнице. Ведь там такие операции давно поставлены на поток, а в Латвии из-за нехватки денег на медицину почти не делаются. В Эстонии государство компенсирует своим жителям операции по трансплантации печени, но только своим гражданам. А иностранцам, увы, все надо оплачивать самим.
Счет только за пребывание Байбы в эстонской клинике составил более 100 тысяч евро. А ведь ей нужны были средства и собственно на операцию (к тому же у девушки стали еще и почки отказывать). Да и время поджимало: срочно нужен был донор печени! Но когда надежда найти средства уже пропала, неожиданно согласился помочь деньгами Фонд поддержки Рижской Восточной клинической университетской больницы. К этому моменту нашли и донора печени, у которого была констатирована смерть мозга. Еще при жизни человек согласился, что после смерти станет донором органов.
Операция длилась около девяти часов. И, как сообщалось, прошла удачно. Однако спасти жизнь девушки врачам не удалось.
Диагноз латвийской медицине
Исполнительный директор Фонда поддержки Рижской Восточной клинической университетской больницы Нормундс Бельскис сказал Sputnik:
— История Байбы должна стать толчком для наших политиков, чтобы они срочно занялись решением проблемы! Надеюсь, весь парламент услышит: здравоохранение у нас в самом плачевном состоянии. Причем всю систему надо менять кардинально.
Нормундс Бельскис считает, что в Латвии очень сильные врачи, они могут успешно заниматься трансплантацией печени. Но из-за того, что эти операции никак не финансируются государством, за них должны платить сами пациенты. А пациенты, зная, что в Латвии не так часто делают эти операции, больше верят эстонским специалистам, у которых опыта больше.
— В больнице Страдиня, одной из ведущих в стране, уже вложили огромные деньги, чтобы уже с лета начать делать регулярные операции по трансплантации печени, но из-за политиков весь процесс опять затормозился, — говорит Нормундс Бельскис.
Собеседник отметил, что в Латвии о компенсации затрат на трансплантацию органов стали говорить еще в 1990-х. Тем не менее, в стране такая беда: один министр что-то обещает и даже начинает выполнять (или хотя бы идет к этому), но вдруг его сменяет другой. А новый почему-то считает, что обещания предшественника "ушли вместе с ним", выбирает другие приоритеты. В итоге ничего в медицине не меняется…
Почему Латвия позади Эстонии
В свою очередь заместитель главврача по хирургическим вопросам больницы Страдиня Янис Вилманис сказал корреспонденту Sputnik: "Мы могли начать делать регулярные операции по трансплантации печени еще шесть лет назад. Но за счет больницы — не в состоянии. Общие затраты на все — это примерно 45 тысяч евро". А, например, в Эстонии уже с 2000 года регулярно делают операции по пересадке печени.
Вообще в мире ситуация с донорством печени очень непростая. Все время не хватает доноров. Например, в Германии и США тысячи людей стоят в очереди за донорскими органами. В Латвии, конечно, не такое число, но проблема все равно есть — как и в Скандинавии, и по всей Балтии. Пересадка печени нужна людям самого разного возраста, но обычно тем, кому 25-50 лет. Чаще всего она необходима людям, у которых цирроз печени, развившийся, например, из-за хронического гепатита.
Тем временем в социальных сетях уже идут дискуссии о том, чтобы в Латвии приняли закон, по которому умершие автоматически становились бы донорами органов.
Эту идею высказала основатель организации "Родители за образование" Яна Симановска. Она считает: в законодательство Латвии нужно внести изменения о пожертвовании органов. Многие пользователи соцсетей говорят: истории Байбы и Леонида могут побудить людей, чтобы они в завещаниях писали о согласии после своей смерти спасать жизни других людей.
В интернете все чаще звучит призыв: "Не забирайте свои органы на небеса. Небеса знают, как они нужны здесь!"