РИГА, 22 ноя — Sputnik, Елена Кириллова. К очередной годовщине золитудской трагедии Латвия подошла с неутешительными выводами — виновные до сих пор не наказаны и жители страны начинают терять веру в справедливое решение суда.
Накануне в Риге вспомнили жертв трагедии в Золитуде, когда в результате обрушения крыши супермаркета Maxima 21 ноября 2013 года погибли 54 человека. О событиях того дня до сих пор очень сложно говорить, а забыть это невозможно.
Почтить память погибших в очередную годовщину собрались несколько сотен человек. Тут не только пострадавшие и близкие погибших, но и обычные жители микрорайона Золитуде.
"Это коснулось нас всех — у кого-то погиб сосед, у кого-то коллега или знакомый. Я сама заходила в этот магазин за три часа до трагедии, а моя дочь там оказалась буквально за несколько минут, но вовремя ушла, потому что ей стало тревожно от сработавшей сигнализации", — еле сдерживая слезы, говорит Татьяна.
"Мы пришли сюда почтить память нашей коллеги — Светы Кирилловой. Она работала продавцом в буфете школы "Эврика". В тот день мы отмечали мой день рождения, а она все в магазин спешила, хурмы хотела купить…" — вспоминает коллега Светланы.
По словам коллег, Светлане, у которой было двое детей, очень нравилось работать в школе и многих учеников она знала даже по именам.
"Можно я промолчу? Что тут можно сказать? Нет слов!" — разводят руками женщины в ответ на вопрос, что они думают по поводу длящегося до сих пор судебного процесса.
"Боли, как раньше, уже нет"
Рядом с ними стоит Тамара Новикова, потерявшая в этой трагедии мужа, с которым прожила почти 40 лет. На судебный процесс по делу о трагедии в Золитуде она старается ходить, но получается это не всегда.
"То суд отложат, то на работу надо… Тяжело слушать и вспоминать. Жду ли наказания для виновных? Даже не знаю. Каждый, наверное, должен отвечать за свои поступки. Это надо хотя бы для того, чтобы в дальнейшем люди задумывались об ответственности на своих рабочих местах и не только в строительстве, а везде", — говорит Тамара.
По ее словам, над соглашением по поводу денежной компенсации с Maxima их семья еще размышляет. А вот о том, чтобы сменить место жительства, женщина не задумывалась, хотя ей почти ежедневно приходится проходить мимо места, где погиб ее муж.
"Поначалу очень тяжело было. Да и сейчас, спустя три года, все равно иногда накатывает. Будто второй половинки нет. Вот было две руки, теперь одной нет, а все равно ее чувствуешь. Три года прошло, но чувство одиночества, особенно по вечерам, бывает такое, что хочется плакать и кричать. Хотя такой боли, как раньше, уже нет", — рассказывает Тамара.
Вдова вспоминает, что три года назад в тот день тоже заходила в магазин — днем.
"А муж вечером пошел. Даже не знаю, зачем он пошел, вроде бы все дома было… И если бы переехала теперь жить в другое место, забыть это невозможно. Ничего не изменишь, надо с этим как-то смириться и жить дальше", — говорит Тамара.
Тем временем жители продолжают нести свечи и цветы к временному мемориалу, установленному на том месте, где случилась самая страшная трагедия в новейшей истории Латвии. Отдельное плотное кольцо из близких родственников образовалось вокруг цифры 54, выложенной на брусчатке из горящих свечей. Эти люди не скрывают эмоций — обнимаются и плачут.
Позднее к группе присоединились президент страны Раймондс Вейонис и мэр Риги Нил Ушаков с супругой. Память погибших почтили также министр внутренних дел Латвии Рихардс Козловскис и Алдис Гобземс, адвокат большинства пострадавших в золитудской трагедии.
Трагедия в Золитуде: правды — нет
Была тут и Регина Лочмеле-Лунева, организатор памятного вечера, бывший депутат Сейма, руководитель товарищества Zolitūde 21.11, одна из самых активных защитников интересов пострадавших и семей погибших.
Как ни старалась активист воздерживаться от эмоциональных речей во время мероприятия, молчать не смогла. А в очерке, опубликованном в Facebook, подвела свои итоги трем годам со дня трагедии в Золитуде. Запись сопровождается словами "правды — нет".
"Со дня трагедии прошли три года – вполне достаточное время для того, чтобы увидеть, какие уроки извлекло из случившегося наше государство. Увы, картина безрадостная", — считает Лочмеле-Лунева.
По ее словам, более 20 поручений, указанных в итоговом документе парламентской следственной комиссии по расследованию трагедии в Золитуде, до сих пор не выполнены, 4 поручения — в процессе выполнения, а выполнено всего 5.
Вторым важнейшим нормативным актом должны были стать новые правила пожарной безопасности, в которых впервые появился пункт о необходимости обязательной эвакуации при срабатывании пожарной сигнализации. Они вступили в силу только 1 сентября 2016 года, а пакет правил кабинета министров, необходимых для поддержки и применения нового закона "О гражданской обороне и управлении катастрофами", до сих пор не готов.
"Сейчас, когда получается выкроить время, я посещаю судебные заседания уголовного процесса по делу катастрофы в Золитуде и слушаю рассказы свидетелей, — делится Лочмеле-Лунева. — В начале осени показания начали давать представители различных строительных компаний-подрядчиков, и в их рассказах, конечно, наглядно проявляется вся суровая правда латвийской строительной практики: специалистов ищут по объявлениям на ss.lv; трудовые договоры не заключаются; техника на объекте используется, но ее использование не документируется и т.д."
По ее словам, ощущение такое, что люди, процессы и документы существуют отдельно друг от друга.
"И отвечать в итоге будут лишь те, кто поставил свою подпись под документом. Нет подписи – нет ответственности, и даже если люди рассказывают: вот, было так и так – доказать это невозможно. До самого момента обрушения крыши у массы людей, которые были причастны к строительству и эксплуатации этого объекта, была возможность предотвратить катастрофу", — уверена Лочмеле-Лунева.
По ее убеждению, для этого нужно было лишь не промолчать, а задать тот вопрос, который крутился на языке; настоять на дополнительной проверке; не верить на слово, а пойти и проверить самому; просто не быть равнодушным.
"Но никто ничего этого не сделал", — констатирует Лочмеле-Лунева.
За прошедшие три года четверо из пострадавших в Золитуде умерли, так и не дождавшись приговора виновным, отмечает Регина. Когда будет оглашен вердикт суда, прогнозировать сложно — конца уголовному процессу пока не видно: заседания суда первой инстанции уже сейчас расписаны на весь будущий год. А после этого – вторая судебная инстанция, затем — третья.
Судебный процесс по этому делу раскритиковали и пользователи социальных сетей. По мнению латвийцев, суд длится слишком долго, что заставляет усомниться в своевременном и справедливом решении Фемиды.