РИГА, 7 ноя — Sputnik, Евгений Лешковский. Проект Закона об изменении записи личного имени задержался на доработке в Министерстве юстиции Латвии, сообщил Sputnik источник в ведомстве, знакомый с ходом событий. В правительство резонансный документ поступит теперь не раньше конца ноября.
Законопроект, над которым министерство юстиции начало работу еще весной, вводит критерии, которыми родители должны руководствоваться при выборе имени для своего ребенка. Если закон будет принят, родителям может быть отказано в имени ребенка, если оно не будет соответствовать основам латышского языка или затруднит включение ребенка в общество.
В Минюсте отметили, что ранее критерии выбора имени и фамилии не оговаривались.
"Оставалась вероятность, что человек выберет себе имя, не соответствующее латышским традициям наречения — кличку, псевдоним или просто звукосочетание. Такое употребление неологизма может самым прямым образом стать угрозой функционированию латышского языка как единой системы", — считают в министерстве.
Новый документ предполагает, что личное имя должно строго соответствовать латышским языковым нормам.
"В законопроекте предусмотрена возможность отказа в изменении личного имени, если выбранное личное имя не соответствует нормам правописания латышского языка, например, персона хочет взять имя Х, Мирон, Кирилл и так далее", — сообщили Sputnik в Минюсте.
Без имени-отчества
Грядущие изменения в правилах выбора имени вызвали широкий резонанс в обществе. СМИ и соцсети активно обсуждали — что именно означают новые нормы.
Случаи, когда людям удавалось через суд вернуть имена, данные при рождении, можно пересчитать по пальцам. Так, в 2010 году Комитет ООН по правам человека потребовал от Латвии вернуть Леонидсу Райхмансу его настоящие имя и фамилию — Леонид Райхман.
В самом Минюсте не согласны с формулировкой, что русские, вернее, нелатышские имена и фамилии теперь будут окончательно запрещены. Все останется, как прежде, а критерии, зафиксированные в законе, позволят языковым инспекторам более жестко контролировать ситуацию.
Пока еще существует возможность записать в паспорте отчество. В латышской традиции отчеств нет, и в паспорте нельзя написать Владимир Владимирович Иванов (или, согласно латышской грамматике, Vladimirs Vladimirovichs Ivanovs). Однако находятся люди, которые записывают отчество как второе имя (двойные имена в латышском языке – норма). Судя по всему, согласно букве нового закона, теперь этого сделать будет нельзя — ведь в латышском языке нет имени Владимировичс. Как нет и имен Гаврила, Карен, Мухаммед и многих других, "чужих". Как с ними быть, непонятно.
Буквы и сроки
Резонансный законопроект должен был до 1 сентября попасть в кабинет министров, а потом и в парламент – на обсуждение и утверждение. Предполагалось даже, что он может вступить в силу 1 января 2017-го. Но процесс затянулся и, видимо, не в последнюю очередь — из-за бурной реакции в обществе.
По мнению депутата Рижской думы Руслана Панкратова, цель, указанная в аннотации предыдущей редакции законопроекта, — "обеспечить возможность персоне изменить свое личное имя или фамилию, уравновесив права на личную жизнь персоны и общественные интересы," — не более чем красивые слова.
"Сомневаюсь, что новый законопроект будет либеральнее относиться к нелатышским именам и фамилиям", — говорит Панкратов.
Сам депутат уже более 10 лет борется за то, чтобы ему вернули его настоящие имя и фамилию вместо Русланс Панкратовс.
"Однажды я попросил в паспортном столе: раз не хотите убрать s на конце, тогда я просто хочу поменять старое имя Ruslans — на Ruslan. Но — отказали. Полагаю, в новой версии законопроекта, когда мы ее наконец увидим, ничего переделано не будет", — констатировал политик.