РИГА, 6 ноя — Sputnik, Владимир Дорофеев. Когда корреспондент Sputnik решил встретиться с участниками объявленного пикета и пришел на улицу Сенчу, то увидел лишь пустое заброшенное кладбище, свечи у разрушенных могильных оград и разбитых склепов, с пивными банками и кучками фекалий там, где обычно лежат цветы.
На день рождения — с плакатами!
Однако сами протестующие против расширения улицы Сенчу считают место проведения пикета уместным. Они объяснили, что начиная с 1985-го каждый год ходят к могиле Баронса в день его рождения. А в этом году на дружескую встречу пришли не только с цветами, но и с плакатами против прокладки трамвайной линии по кладбищу.
Мол, основное в их мероприятии — почитание памяти Кришьяниса Баронса и Фрициса Бривземниекса, а плакаты и гневные речи против действующего мэра — второстепенное.
Политические баталии вокруг кладбища
На следующее утро Нил Ушаков опубликовал в своем Facebook фотографии Большого кладбища, чем снова вызвал бурю негодования и обвинений во лжи.
Также мэр указал на несоответствие слухов, связанных с прокладкой трамвайной линии, с реальными фактами. Некоторые говорят, что трамвай пройдет "прямо по могилам Баронса и Валдемарса", хотя прокладка трамвайных путей планируется по улице Сенчу, рядом с кладбищем, оттуда до могил указанных деятелей "примерно 450 метров", напоминает Ушаков.
"Но через 7 месяцев выборы, поэтому коллеги из "Единства" и националы уже готовятся. И теперь они решили бороться против трамвая. И вчера вечером на кладбище прошла даже акция протеста. А сегодня я с утра получил мейл с фотографиями, как кладбище выглядит после акции.
Ну что сказать. "Единство" и националы — молодцы, стараются, защищают кладбище от трамвая как могут", — продолжил градоначальник.
Неважно, кто лежит под плитами
Вместе с тем публицист и участник акции протеста Отто Озолс в комментарии для Sputnik указал, что опубликованные фотографии не имеют никакого отношения к прошедшему пикету.
На вопрос, почему расширение улицы Сенчу за счет двух могильных камней со стёртыми именами и одного безымянного склепа преподносится участниками акции как покушение на все мемориальное кладбище, Отто Озолс ответил, что речь идет не о конкретных могилах, а о недопустимости пускать трамвай по костям.
И неважно, кто лежит под могильными плитами — немцы, которых никто не помнит, или именитые латыши.
Просто бизнес
"Мы протестуем против того, как тратятся наши налоги. Я живу в этом районе. Здесь масса общественного транспорта, рукой подать до автобусов и троллейбусов, едущих в разные районы. Здесь нет нужды в трамвайных линиях", — объяснил публицист.
По его словам, трамваи нужны в тех районах, где живут тысячи рижан, где троллейбусов и автобусов не хватает.
"Речь идет о миллионах евро, которые потратятся на обслуживание центра. Это не деньги Ушакова, чтоб он ими распоряжался, как хотел, это деньги налогоплательщиков, наши в том числе", — сказал Озолс.
Кроме того, он предположил, что новые трамвайные линии могут быть выгодны лишь застройщикам домов на улицах Ханзас и Сканстес, ведь если проложить новый маршрут, то цены на жилье в этих домах вырастут.
Не забудем, не простим
Возмущение протестующих вызвало обвинение градоначальника в принадлежности к политическим партиям. Как эмоционально заявил Озолс, на акции протеста не было ни лидеров Национального объединения или "Единства", ни других видных членов партий.
Были поэты, писатели, публицисты, музейные работники. Простые представители интеллигенции, которых Ушаков назвал "идиотами".
"Он совершенно вульгарно оболгал очень уважаемых людей. И мы ему этого не забудем. Никогда. Он перешел все возможные границы", — заявил Озолс.
Но если честно, то судьба Большого кладбища многим рижанам куда важнее, чем борьба мэра Ушакова с его политическими противниками. Впрочем, последний ход сделал мэр, объявив в том же Facebook, что с сегодняшнего дня мэрия берет на себя заботы по уборке территории.
А в будущем, когда процесс передачи земли Большого кладбища будет завершен, рижское самоуправление сделает на кладбище красивый мемориальный парк.