РИГА, 6 ноя – Sputnik. Встреча представителей стран Восточной и Центральной Европы, а также Китая, которую назвали саммитом в формате "16+1", оказалась плодотворной, однако некоторые специалисты уверены, что Латвия не до конца справилась с домашним заданием по подготовке конкретных предложений для бизнес-сообщества Китая, пишет LSM со ссылкой на Латвийское радио.
Успешный политический жест
Премьер-министр КНР Ли Кэцян по итогам встречи заявил, что Пекин заинтересован в налаживании более прочных экономических связей с Латвией и другими странами Восточной Европы.
"Географически мы расположены далеко друг от друга, но на самом деле – не столь уж далеко. Премьер Кучинскис мне сказал, что в действительности нас разделяет одно государство (Россия – ред.). Поэтому мы в некотором смысле – соседи!" – сказал Ли Кэцян.
С необходимостью демонстрировать такую готовность согласны и представители транзитно-транспортной отрасли страны, поскольку будущее этой сферы зависит от привлечения грузопотоков из КНР, особенно после того, как Россия занялась развитием собственных портов в Балтийском море.
Партнеры, а не соперники
Премьер-министр Китая по итогам работы саммита заявил о наличии огромного потенциала для развития сотрудничества между Пекином и странами Восточной и Центральной Европы, передает LETA.
Ли Кэцян заявил, что в условиях огромного и неиспользуемого потенциала сотрудничества Латвии и Китаю необходимо создавать многосторонние торговые платформы и добиваться того, чтобы вне сотрудничества не оставалось ни одно государство Восточной Европы.
При этом со своей стороны он выразил заинтересованность Китая в качественных сельскохозяйственных товарах из стран Центральной и Восточной Европы, а также в расширении собственного рынка сбыта промышленных товаров.
Той же точки зрения придерживается и министр сообщения Латвии Улдис Аугулис. Он выразил убежденность в том, что государства Центральной и Восточной Европы должны становиться партнерами, а не вступать в конкуренцию друг с другом.
По словам министра, Латвия находится на перекрестке между Европой и Азией.
"С азиатской стороны нашим преимуществом является совмещенная с Россией инфраструктура железной дороги. С точки зрения европейского рынка Латвия как член ЕС может предложить порты и специальные экономические зоны, интересные и выгодные условия выхода на европейский рынок и налоговые льготы", — сказал он.
Проваленное домашнее задание
Однако, продолжает LSM, отраслевые должностные лица не сумели подготовить пакетное предложение китайской стороне по использованию латвийской железнодорожной и портовой системы.
Президент "Балтийской ассоциации – транспорт и логистика" Инга Антане подчеркнула, что до сих пор неясно, сколько стоит доставка одного контейнера поездом, прибывшим из Китая в Ригу с такой помпой 5 ноября. Она назвала это теми "невыученными уроками", которые Латвии предстоит наверстать в самые короткие сроки после саммита.
"Нам, я извиняюсь, нужно взять в руки карту, взять нашу инфраструктуру, понять, что у нас есть, и нарисовать, что мы можем предложить – какие цены, какие объемы, в какие сроки, в конце концов, – и куда все это идет", — заявила глава ассоциации.
Вместе с тем китайская делегация выразила Латвии благодарность за уже проделанную работу по организации совместного проекта по освоению нового, сухопутного направления транспортировки китайских грузов в ЕС.