РИГА, 27 окт — Sputnik. В Таллине состоялось 65-е заседание Совета по железнодорожному транспорту, в котором принимают участие руководители большинства железнодорожных компаний государств бывшего Советского Союза, а также других ассоциированных членов — железных дорог Болгарии и Финляндии, пишет Sputnik Эстония.
Совет был учрежден в феврале 1992 года, его заседания проводятся на регулярной основе в столицах состоящих в нем стран. В этом году участников заседания Совета принял Таллин.
Перевозки растут везде, кроме стран Балтии
Тем временем состояние дел Эстонской железной дороги, которая в значительной степени зависит от заказов на транзит российских грузов в морские порты, оставляет желать лучшего. В этом году количество железнодорожных составов с грузами из России и обратно упало с двенадцати до шести пар в сутки.
В пресс-релизе компании РЖД говорится, что грузооборот железных дорог стран-членов Совета в этом году немного вырос. Однако эта тенденция никак не относится к железным дорогам стран Балтии.
"За 2015 год перевозки снизились на 18%, до 10,6 миллиона тонн. Отрицательная динамика сохранилась и в текущем году. В первом полугодии объемы перевозок снизились на 19% и составили 4,5 миллиона тонн. Падение произошло из-за сокращения экспортных и транзитных перевозок нефтяных грузов и черных металлов, крупнотоннажных контейнеров", — говорится в материалах РЖД к заседанию Совета.
В то же время, по данным российской компании, перевозки пассажиров между двумя странами за первое полугодие все же увеличились на 7%.
Конкретных оснований для оптимизма нет
Эстонские предприниматели, как считают местные СМИ, находят обнадеживающим тот факт, что в качестве представителя российской дороги в Таллин прибыл лично новый президент РЖД Олег Белозеров. Ранее с ним встречался директор Eesti Raudtee Сулев Лоо, который после сообщения о двукратном сокращении количества составов из России выезжал для переговоров с Белозеровым в Москву. Итоги этой встречи никак не отразились на успехах Эстонской железной дороги.
По словам участвовавшего в заседании Совета главы профсоюза железнодорожных работников Эстонии Олега Чубарова, остается только надеяться на то, что взаимоотношения с российскими коллегами наладятся и грузооборот эстонской дороги снова пойдет в рост.
Однако конкретных оснований для оптимизма Чубаров в выступлениях участников заседания не нашел, хотя считает обнадеживающим сам факт двусторонних переговоров Белозерова и Лоо.
Россия неоднократно отмечала, что реализует стратегию планомерного перенаправления потоков грузов на собственные балтийские морские порты, что подразумевает дальнейшее снижение количества российских заказов для железнодорожных компаний и портов стран Балтии.
Латвии придется договариваться с Россией
Аналогичные тенденции, связанные со снижением транзита российских грузов, набирают обороты и в Латвии, рассказала президент "Балтийской ассоциации – транспорт и логистика" Инга Антане в интервью BaltNews.
Однако эти тенденции не новость для латвийских специалистов в сфере логистики – падение грузооборота в том же Вентспилсе происходит с 2012 года.
При этом Антане утверждает, что официальные лица в латвийском правительстве с того же 2012 года в курсе происходящего в отрасли. Впервые она заявила правительству о серьезных проблемах после публикации доклада Всемирного банка, в котором были представлены планы России развивать собственные порты на Балтике.
"То есть уже тогда было понятно, что российские грузы, составляющие 80% транзита, будут уходить от нас. Поэтому Латвии крайне необходима программа развития транзитной отрасли — что мы будем делать через несколько лет, когда этот момент окончательно наступит", — говорит Антане.
При этом она подчеркнула, что для создания новой транзитной стратегии Латвии придется обсуждать эту проблему с Россией, поскольку географически наличие соседа игнорировать практически невозможно. C другой стороны, Латвия может предложить скидки на железнодорожные перевозки, как недавно сделали РЖД, предоставив 25%-ую скидку на транзит для белорусских производителей.