РИГА, 30 окт – Sputnik, Евгений Лешковский. Нил Иле уже четверть века живет в Латвии, словно в Африке. Большая часть местных перкуссионистов, мастеров игры на экзотичных ударных инструментах, – его ученики. А сам он учился этому на "родине ритма" – в Черной Африке: Гамбии, Сенегале, Гвинее и еще много где. Много лет ездил по разным регионам, где искал традиционные барабаны и преподавателей.
А в Латвии Нил нарасхват: обращаются музыкальные группы, крутые компании хотят провести ритмичные корпоративные семинары, родители – поучить детей. К нему приходят даже студенты государственного медицинского Университета имени Паула Страдыня, где занимаются новым направлением – музыкальной терапией.
Научиться "сыграть гром" и пение птицы
Сейчас Нил вовсю осваивает еще и "русский барабан" — глюкофон. Его изобрели несколько лет назад в Пензе, усовершенствовав западные аналоги. Инструмент состоит из двух металлических чаш: на одной расположены лепестки – "язычки барабана" (по ним бьют легкими палочками с шерстяными подушечками на концах), на другой — резонирующие отверстия.
Каждая чаша сплавлена из разных видов железа, за счет чего рождает еще больше всевозможных звуков. И, оказывается, "русский барабан" с африканскими исключительно гармонично звучит на любом концерте. Впрочем, в ассортименте у Нила под тысячу ударных (и не только!) инструментов со всего света.
Во время недавней поездки Иле был там со своим гвинейским другом Цамара, который много лет уже живет в Скандинавии. Они вместе регулярно дают уроки по всему миру. Сейчас вот готовятся к поездке в Великобританию, а пару месяцев назад были в Швеции.
"И детям, и взрослым особенно нравится самим создавать музыку, что мы делаем при помощи очень необычных инструментов. Например, пение птиц звучит, когда вращаешь прикрепленный на веревке самый обычный короткий обрезок бамбука с отверстием, вырезанным под определенным углом. Как называется инструмент? Не знаю!" — рассказывает Иле.
А можно "гром сыграть", продолжает музыкант. Природная стихия исполняется инструментом, представляющим собой короткую деревянную трубу, которая с одной стороны закрыта "пробкой, а из нее торчит металлический упругий трос. "Ударяешь по такому – и гремит гром", — говорит он.
"А иногда мы с малышами даже сказки пересказываем, но не словами, а через музыкальные инструменты: вот медведь идет – звучит тяжелый барабан, вот птичка пролетела – поет звонкая флейта, а вот Красная Шапочка несет пирожки бабушке, и вдруг появился серый волк – рычит какая-нибудь африканская труба", — продолжает Нил.
Барабан заставляет мозг шевелиться
Необычная этническая музыка, оказывается, способна буквально вернуть людей к жизни, спасти от депрессии. Этот феномен уже давно изучают в Университете имени Страдыня – и студенты ходят на практику к Иле.
"И я – такой музыкальный терапевт и профессор перкуссии – учу будущих магистров медицины играть на африканских барабанах!" – смеется Нил.
Детям, по мнению музыканта, полезно играть на этнических барабанах, поскольку работают обе руки – и обе доли мозга, где включаются участки, дремавшие годами. К Нилу приводили детей, у которых либо одна рука хуже работала, либо вообще половина тела отставала в развитии, и перкуссионист помогал добиться гармонии в организме ребенка.
"Но я призываю и здоровых людей становиться ритмичней – хотя бы ради профилактики: чтобы потом многих проблем просто не возникало. Вообще, масса людей в нынешнем мире, который становится все более виртуальным, в реальности очень закомплексованные, не знают, как познакомиться с другим человеком, им тяжело и страшно быть в центре внимания, да и вообще "говорить живьем" разучиваются. А барабанный ритм помогает человеку стать живей", — подчеркивает Нил.
Расшевелить офисный планктон
В Латвии теперь все популярней направление "тимбилдинг" (от англ. team building — построение команды), в котором Нил участвует не первый год. И небольшие коллективы, и крупные компании приглашают его помочь крепче сплотить коллектив при помощи африканских ритмов. Такие семинары бывают даже двухдневными – с полным погружением в ритм.
"На "билдинге" мы вначале учимся ощущать музыку, а потом постепенно начинаем сыгрываться – во всех отношениях. Учимся слушать друг друга: ведь одна команда! Кто-то специально тихо играет в дальнем углу, другой старается его услышать "на общем фоне" – и поддержать ритмично. И в какой-то момент у нас звучит уже небольшой "африканский оркестр", — рассказывает музыкант.
Главное, по словам Иле, что все участники такого ансамбля знают друг друга по именам, раскрепощаются через ритм и постепенно учатся слышать друг друга. Нил убежден, что такие музыкальные семинары сплачивают коллектив лучше, чем "водка на природе".
"Что вообще такое – ритм? Разговор твоей души с той, что настроена на ту же волну. Через ритм можно передать информацию, когда уже слов не хватает, поскольку человеческий язык, по сравнению с музыкальным, беден. И когда от всей души играешь на барабане, ритм может раскрыть в человеке таланты, помочь найти друзей. Я давно уже убеждаюсь в этом!" – говорит Нил Иле.