РИГА, 17 окт — Sputnik, Марина Петрова. Спустя четверть века после того, как в Латвии появились первые неграждане, смело можно сказать, что процесс натурализации остановился. Потенциал неграждан исчерпан, и теперь инициативу должны перенять власти — к такому выводу пришли активисты.
Мифы и реальность
Комитет по правам человека отметил 25-ю годовщину существования статуса неграждан презентацией исследования. По словам его автора Владимира Бузаева, за это время набралось немало мифов, сопровождающих процесс натурализации в Латвии.
Первое и главное — принятое Верховным Советом Латвии решение о создании института безгражданства не имело этнических корней. Формально, конечно, не имело. Но в реальности все оказалось наоборот.
С годами ситуация изменилась, но не коренным образом: каждый третий русский в Латвии — негражданин, каждый второй белорус и украинец — негражданин.
Второй вывод — концентрация неграждан в Латвии оказалась самой высокой в мире.
"Латвия и Эстония, которые вместе недотягивают и до 1% населения ЕС, поставили в ЕС более 90% неграждан", — говорит Бузаев.
Ссылаясь на данные специализированного института США, авторы утверждают, что в процентном соотношении уровень людей без гражданства в Латвии выше, чем в Бирме, Кот-д'Ивуаре и Таиланде, традиционно лидирующих по этому показателю.
Тут мы плавно переходим к следующему вопросу — как сделать так, чтобы неграждан в Латвии стало меньше. В том, что сокращать количество неграждан необходимо, никто не сомневается, особенно за пределами Латвии.
Уезжают и умирают
Существует более восьмидесяти различий в правах для граждан и неграждан, которые беспокоят не только обладателей этого статуса, но и мировое сообщество. Латвия получила уже 41 рекомендацию от международных организаций, включая ООН и ОБСЕ.
Латвия со своей стороны указывает на возможности натурализоваться, однако жители страны ею почему-то не пользуются.
"Натурализация обеспечивает сокращение менее 10% неграждан, остальные вымирают и эмигрируют. В 2014 и 2015 годах натурализовалось меньше тысячи человек, хотя число неграждан в 2014 году снизилось на 20 тысяч и на 10 тысяч — в 2015 году", — говорит юрист и секретарь Латвийского комитета по правам человека Александр Кузьмин.
Не помогает даже формальное решение Латвии присваивать гражданство детям неграждан, рожденным после 1991 года. Количество детей-неграждан сокращается, но далеко не так медленно, как могло бы.
"На 1 июля этого года в Латвии уже жило больше 200 детей неграждан, родившихся после поправок 2013 года. Они остаются негражданами и, соответственно, если не натурализуются, не будут иметь права голоса через 15 лет", — продолжает Кузьмин.
Почему так медленно
Этот вопрос напрямую связан с тем, почему натурализация так активно проходила до сих пор и в последние годы остановилась. Тут надо вспомнить про два знаменитых всплеска.
"Один пик — отмена окон натурализации. Она прошла после референдума, на котором с небольшим перевесом люди из числа нацменьшинств, ставшие гражданами, сумели добиться отмены окон натурализации", — продолжает Владимир Бузаев.
"Отсюда я делаю вывод, что какая-то другая причина толкнула наших неграждан натурализоваться, — продолжает Бузаев. — И ближайшая из них — это, конечно, борьба со школьной реформой".
По его словам, присоединение к ЕС тут сыграло меньшую роль, чем всплеск политической активности. "Естественно, родители захотели получить в руки орудие, которое им позволяло бы как-то высказываться по поводу того, как нами правят. Вот отсюда, на мой взгляд, этот пик".
Давление сверху
Все это в прошлом, разумеется. И сегодня латвийским негражданам нужны стимулы, чтобы попытаться сдать экзамены и получить гражданство. Владимир Бузаев считает, что им здорово мешает сложность проверки. И то, что экзамен совсем не сложный, по его словам, — очередной миф.
"Была одна женщина из Даугавпилса, у которой внук родился в Лондоне. Острова не входят в Шенгенскую зону, поэтому она не могла туда попасть. Ей отказывали в визе. А на гражданство Латвии она сдавала экзамены 15 раз", — рассказывает Бузаев.
Настроения этих слушаний предположить несложно.
"Европарламент еще в прошлом году упоминал тему неграждан Латвии, отметив положение лиц без гражданства во всем ЕС, в том числе латвийских и эстонских неграждан, как дискриминационное", — говорит Александр Кузьмин.
"За полгода состоятся два слушания. Мы ожидаем как минимум прорыва информационной блокады, которая существовала в отношении неграждан как внутри Латвии — я имею в виду латышские СМИ в Латвии, — так и в европейских СМИ", — говорит сопредседатель партии Русский союз Латвии, помощник депутата ЕП от Латвии Татьяны Жданок — Мирослав Митрофанов.
Как максимум, по его словам, Европарламент мог бы принять рекомендации с определенными предложениями к Латвии и Эстонии о решении проблемы массового безгражданства.