РИГА, 13 окт – Sputnik, Евгений Лешковский. Два разных документа – законопроект "Об обществах и фондах" и поправки к Закону об образовании, где говорится об увольнении "нелояльных учителей", на самом деле — звенья одной цепи. И цепь эта прикована к репрессивным поправкам в Уголовный закон, которые правящие партии весной пытались принять с большим шумом, но в итоге почти все пункты были сведены к нулю. По мнению сопредседателя Латвийского комитета по правам человека, экс-депутата Сейма Мирослава Митрофанова, теперь правящие партии пытаются взять реванш.
Как улучшить механизм "народного стукачества"
"Новый законопроект "Об обществах и фондах" — не столь масштабный документ по сравнению со скандальными поправками к Уголовному закону, но и он может попортить кровь самым разным людям. Хотя текст законопроекта, если не читать аннотацию к нему, вообще не несет в себе видимой угрозы", — утверждает Митрофанов.
Например, в национальной газете вроде Latvijas Avīze читательница жалуется, что увидела концерт русского народного коллектива или услышала выступление какого-нибудь общественного деятеля на конференции, где прозвучали хорошие слова в адрес России. Читательница подумала, что это поддержка "гибридной войны России" со стороны "внутренних врагов Латвии". Получив "сигнал", журналисты, как обычно, обращаются в Полицию безопасности (ПБ), и та начинает проверку "по факту заявления".
"Хотя в той же ПБ прекрасно знают, что очень скромные гранты из России получают единичные русские организации, а в целом они бедны, как церковные мыши. В конце концов общественники просто устанут от проверок, проще будет ликвидировать юридическое лицо, чем продолжать работать", — замечает Митрофанов.
Почему об этом не подумали оппозиционеры в Сейме — партия "Согласие", которая проголосовала за законопроект, вместе с "Единством" и Национальным объединением? Депутат Cейма Янис Адамсонс из "Согласия" объясняет:
"Мы рассматривали только законопроект (а тот, подчеркну, совершенно нормальный), и его, если надо, мы можем менять. Но мы не можем никак повлиять на то, чтобы изменили аннотацию, которую подготовили в министерстве юстиции".
Поиск нелояльных в школе
По мнению Митрофанова, намного опаснее поправки к Закону об образовании, которые лоббирует министр образования Карлис Шадурскис. Предлагается в административном порядке, вопреки действующему Трудовому закону, увольнять тех преподавателей, которых заподозрили в нелояльности к государству. Причем нигде юридически не прописано, что такое "лояльность".
Митрофанов уверен: Шадурскис таким образом мстит участникам Штаба защиты русских школ. В 2004 году эта организация своими многотысячными акциями помешала перевести все русские школы на латышский язык обучения. Тогда министром образования тоже был Шадурскис…
"5 декабря состоится суд: мы подали в суд на министерство, что оно несправедливо по отношению к нам, отказывается продлевать лицензию под непонятным предлогом, будто бы мы нелояльны по отношению к государству. А в чем нелояльность? Может, в том, что я когда-то был в Штабе защиты русских школ, или кто-то их наших учредителей и родителей участвовал в организации шествия "Бессмертного полка" в Риге 9 мая?"
Кто испугался – тот уже проиграл
Следующей запросто может быть и частная школа "Эврика", руководитель которой, Яков Плинер, тоже был в Штабе, а также состоит в партии "Русский союз Латвии". По его словам, дело обстоит так:
"Мне очень жаль школу Innova. И я отдаю себе отчет в том, что тоже могу попасть в списки "нелояльных". Моей частной школе "Эврика" в будущем году исполнится уже 25 лет, и ей в 2017-м предстоит аккредитация. Надо ли мне чего-то бояться? Я уже старый волк, который собак не боится. В системе образования я с 1970-х, работал и завучем, и директором, и десять лет в министерстве образования, был и депутатом Сейма. Я в курсе правил игры. И я работаю строго по закону! И знаю главное: кто испугался – тот уже проиграл, а это не про нас", — резюмирует Плинер.