РИГА, 26 сен – Sputnik, Евгений Лешковский. В последнее воскресенье сентября торжественно отметили 72-ю годовщину освобождения узников концлагеря в Саласпилсе.
После возложения цветов у мемориала все, опять же по традиции, отправились на старое Гарнизонное кладбище. Участники процессии шли туда по "дороге смерти": по ней в годы войны нацисты гнали на расстрел заключенных.
Накануне этой даты историк Игорь Гусев организовал там уже ставший традиционным осенний субботник.
Помочь Игорю в субботу, 24-го, приехали больше сотни активистов: школьники и студенты из молодежной организации "9 мая.lv", участники организации "Северный поток" во главе с Олегом Сысолятиным, Вячеслав Рукис из исторического клуба eXplorers, да и просто неравнодушные люди.
В прошлом это место называлось Петровским кладбищем, там хоронили православных солдат Русской императорской армии. И гитлеровцы закапывали трупы узников прямо среди старых могил.
Игорь Гусев нашел это кладбище, тогда заброшенное, несколько лет назад, во время съемок документального фильма "Саласпилсский ШТАЛАГ". После того, как Рига была освобождена от гитлеровцев, рассказал историк, на территории концлагеря работала Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию нацистских злодеяний. Тот участок захоронений, где расположено Гарнизонное кладбище, комиссия отметила особо — например, стало известно, что на этом месте обнаружили более 630 тел детей в возрасте от 5 до 9 лет, замученных нацистами.
Проще не замечать
Но почему официальные власти и историки словно бы не замечают ни дату – 25 сентября, ни кладбище?
"Официальные историки утверждают, что в лагере (всего-то "исправительно-трудовом") убили не 100 тысяч человек, но от силы 2 тысячи, да и то они, скорее всего, погибли "от случайных причин". А истинную правду о лагере и кладбище рядом официальные власти называют "советской фальсификацией", — рассказал Гусев.
"Они и придворные историки не хотят замечать и то, что охрану лагеря и вообще всю самую черную работу осуществляли именно латышские полицейские добровольцы. Поэтому проще Саласпилс вовсе не замечать… А мы вот, нехорошие такие, мешаем этому заговору умолчания", — заключил он.