РИГА, 22 сен — Sputnik, Марк Артемьев. Как правило, большинство рижан снимают квартиры не в одиночку, а семьями. При съеме жилья разное случается, и жульничество в этой сфере далеко не редкость.
Несколько месяцев назад Анна искала съемную квартиру в рижском микрорайоне Зиепниекканлс. Объявление разместила сама, мол, ищу квартиру с мебелью. Обычно такие объявления спросом не пользуются, но одна девушка позвонила и предложила сдать квартиру по адресу: Озолциема, 10/8, квартира 23.
"Сдавала беременная женщина, спокойная и, казалось, честная, – рассказывает Анна. – Предъявила паспорт, вела себя уверенно. Зовут ее, кстати, Алина Дибанова. Цена была невысока — всего 160 евро за месяц. Квартира нас устраивала, на следующий день приехали с деньгами".
Стороны заключили договор, была внесена плата за первый и последний месяц — всего 340 евро.
"В договоре было оговорено, что женщина освобождает квартиру через неделю. А через три дня она позвонила сама и сказала, что ее избил муж и отобрал деньги, и деньги она вернет, когда ее выпишут из больницы. Не поверив рассказу, мы заехали в "гости", квартира была закрыта, но соседи нам поведали, что мы далеко не первые, кого облапошила мошенница", — говорит Анна.
Обманутые квартиросъемщики на всякий случай оставили в дверях записку, описав кратко ситуацию и приложив номер телефона.
На следующий день им позвонили еще двое обманутых клиентов. Им женщина также "сдала" квартиру с того же дня, но аргумент, почему деньги не отдает, уже был другой.
Задним умом
После того, как деньги пропали, Анна стала собирать информацию о мошеннице. Начала с самого простого: ввела ее имя, фамилию в Google. Поисковая система тут же, помимо контактов соцсетей, выдала сайт sudzibas.lv. Оказывается, девушка уже обманывала людей.
Один поисковый результат (явно меньше, чем число обманутых) касался такой же махинации с квартирой, другой отличался новизной: в нем описывалось, как Алина в группе, куда ходил ее ребенок, собрала деньги якобы на новогоднее фотографирование — и пропала.
Максимум, что удалось сделать доверчивым мамочкам, отдавшим деньги, — написать на нее жалобу в интернете.
Меня во всей этой истории поражает, что Алина совершенно не пряталась. Во всех эпизодах потерпевшие знали не только ее имя и фамилию, но даже персональный код. И ее это не останавливало.
Что это — чувство храбрости или эмоциональная тупость? Неспособность предсказать последствия или равнодушие к этим последствиям?
Социальные сети дают небольшое представление о ее взглядах. Все, как и у других: фотографии — свои, ребенка, мужа; какие-то игры, в которые играет Алина…
Вот цитата, застрявшая в ее ленте: "Пластиковые люди дарят друг другу пластиковые эмоции, только почему-то после этих пластиковых эмоций льются настоящие слезы…"
Товарищи по несчастью
Пострадавшая от махинации Анна решила не останавливаться, а описала эту историю в социальных сетях. В каждой сети, особенно где есть группы, посвящённые сдаче квартир внаем, эта история довольно широко разошлась. В некоторых сетях было более 150 перепубликаций.
К обсуждению в главной теме стали стекаться и другие обманутые.
Одна из историй кажется вообще венцом наглости.
"Мы с сестрой тоже снимали у нее эту квартиру. Заплатили за первый и последний месяцы, подписали договор, сразу же вселились. На третий день нас обворовали в этой же самой квартире. Хозяйка и обворовала!" — пишет пользователь Anfisa Felzenberga.
Вдобавок, как она сообщила, у них "выкрали паспорта и договор на квартиру".
"Приходим домой, а там на кухне сидит она с двумя мужиками и говорит, что она нас знать не знает. Вызвали полицию, но те ничем не смогли нам помочь. К тому моменту наши вещи были выкинуты в окно, в сугроб. Заявление мы написали, но ответа нам так и не пришло… Так мы с сестрой зимой оказались на улице, без квартиры и документов", — сетует девушка.
Не виноватая я
После того, как история Анны широко разошлась в соцсетях, к ней сначала с угрозами, потом с жалобами на жизнь обратилась сама воровка. Давила на то, что она осталась одна, без мужа, с ребенком на руках и еще одним — в животе. Мол, детей кормить нечем, приходиться пускаться во все тяжкие. Кого-то это, может быть, бы и остановило, но не Анну. И то сказать, у каждого обманутого Алиной тоже своя жизнь. Которая стала еще хуже после появления в ней Алины.
Сейчас начат уголовный процесс. Если полиция справится со своими задачами, то дело пойдет в суд.
Однако не хотелось бы оставлять превратное впечатление о том, что жулики встречаются только со стороны арендаторов. Съемщики тоже, бывает, устраивают такое, что хоть стой, хоть падай.
Коварное полнолуние
"Мои жильцы съехали от меня, не заплатив за три месяца, прихватив с собой холодильник, электрическую духовку и стиральную машину, – рассказывает Лариса Иванова. – Коммунальные платежи, естественно, также были не оплачены. Воды напоследок столько потратили, что я еще два года расплачивалась. В полицию заявление написано, но уголовное дело так и не возбудили".
Случается и не такое, говорят арендодатели.
"У меня было гораздо хуже, – вспоминает Нина Остапенко. – Снимать пришла интеллигентная женщина для своего сына. Договор заключали с ней. Все, казалось бы, предусмотрено — срок оплаты, система контроля за израсходованной водой и т.д. Сын внешне тоже был нормальный человек, жил с девушкой. Кто ж знал, что у него в полнолуние крыша съедет?"
"Луна в те дни правда очень большая была, и все вокруг стали немного агрессивными. Но этот… Сначала выгнал свою девушку из квартиры, а потом с горя стал выкидывать прямо из окна все вещи. Все выкинул: мебель, кухонную утварь, белье, стенные шкафы выломал и выкинул. Сорвал обои, отбил в ванной плитку, скрутил унитаз и газовую плиту. И все в окно. Собственно, из-за газовой плиты я и узнала, что происходит. Соседи забеспокоились, как бы он дом не взорвал. Вы представляете? Прихожу я в свой дом, а там голые стены…. Я даже и не знаю, как можно от такого уберечься. Застраховать свою квартиру от психа-жильца? Так нет еще такого страхового риска…" — рассказывает Остапенко.
Обман поневоле
Бывает так, что вроде и человек, с которым ты договор заключил, не жулик, а все равно денежки твои уплыли, и сам виноват, что с таким связался.
"Я заключил договор с молодой семьей, и те предупредили меня, что будут пробовать получить деньги за аренду в социальной службе, – рассказал Александр Сергеев. – Взял с них деньги за первый и последний месяцы".
Через месяц прихожу за деньгами, а те говорят — вам социальная служба перечислит. Я позвонил в социальную, узнал, что принципиально они платят только через месяц после подачи документов их клиентами — за уже прожитый месяц. То есть деньги за август можно получить только в конце октября. Также из коммунальных полностью они оплачивают только тепло, а вот холодную и горячую воду — всего 2 кубометра каждой в месяц. А мои жильцы за месяц 10 кубов горячей налили! А горячая вода, грубо говоря, 6,5 евро за куб. То есть они уже вылили 65 евро, а заплатят за их воду через два месяца только 13 евро", — вспоминает Сергеев.
"А все остальное – моя головная боль. В общем, дал я им три дня на сборы и выставил. Отжили у меня они полтора месяца, но гарантийная сумма меня не спасла. По итогам на момент выселения они остались мне должны более 100 евро", — говорит арендодатель, признавая, что хоть и жалко было детей квартиросъемщика, но "своих еще жальче".
"Те 100 евро, что я недополучил, как раз-таки на детях и отразились. Кино и походы в "Макдоналдс" пришлось отменить. Равно как и покупку новой зимней куртки. Еще месяц в короткой моей дочке ходить пришлось", — объясняет он.
Советует профессионал
В полиции Sputnik сообщили, что отдельной статистики по случаям мошенничества со съёмными квартирами не ведется и далеко не все случаи доходят до суда. Свои претензии есть, как правило, и у жильцов, и у хозяев, а доказательств зачастую нет ни у тех, ни у других. Рекомендовать, как защитить себя от жульничества, в полиции тоже отказались, посоветовав обратиться к фирмам-посредникам.
"На самом деле ваша статья и есть замечательная иллюстрация к тому, что делать надо и чего не надо при заключении договора, – вынесла вердикт маклер Анжела Лисовская. – Да и хранить свои документы и договор об аренде в съемной квартире — довольно беспечно. Есть родственники, есть работа наконец".
"Кроме того, вы же не знаете, кто жил до вас в квартире. Хороший ход — это смена замков", — советует она.
"Правда, почти все хозяева требуют себе копию ключей. И если жулик — сам хозяин, то это не спасет. Но, во всяком случае, если ваш договор хранится у третьей стороны, например у маклера, то это гарантия и для одной стороны, и для другой. Ну и опять-таки гарантия — правильно составленный договор", — утверждает Лисовская.
"Договор — это основной документ, с которым вы будете отстаивать свою правоту в конфликтной ситуации. И в первую очередь его надо прочитать. Многие этого не делают. Или делают, когда их, как они считают, обманули. Хотя, если судить по договору, обмана нет", — поясняет маклер.
Со страховкой и без долгов
Чтобы компенсировать ущерб от жильцов, Анжела Лисовская советует все же страховать квартиру. По ее словам, практически любая страховая компания страхует от ущерба, причиненного третьими лицами. И это как раз такой страховой случай. На быстрое возмещение убытков рассчитывать не стоит, но, по сути, какую-то часть потерянного через некоторое время возместить удастся.
Есть еще один момент, на который советует обратить внимание маклер. Подозрение должна вызвать невысокая цена аренды. Если однокомнатные квартиры сдают по 300 евро в месяц, то цена 160 за двухкомнатную – явно очень низкая. А где низкие цены – там зона риска.
Хорошую квартиру хозяин стремится сдать подороже, делает в ней ремонт и так далее. В дешевой всегда что-то не так. Ну и клиенты в дешевых квартирах чаще необразованны, в конфликтной ситуации теряются, часто не могут отстоять свои права. Что же касается оплаты, маклер советует разбивать ее на несколько частей. Скажем, на саму сумму аренды и на оплату коммунальных платежей.
"Чем меньше сумма к оплате, тем меньше у съемщика желание уйти, не заплатив, – полагает Лисовская. – Тот, кто допускает у жильцов задолженность за несколько месяцев, сам провоцирует на то, чтобы его "кинули".
"Допустим, жилец оказался в сложной ситуации. Если он, скажем, потерял работу — скапливаются долги. Кому он в первую очередь отдаст деньги при первой возможности — арендатору, или, например, банку? Скорее банку, ведь тот, если не заплатить, выбьет всю сумму, да еще и со штрафными процентами. А арендатор — ну что он сделает? Если сумма долга невелика, то и выбить ее очень сложно", — говорит специалист.
Лисовская посоветовала обратить особое внимание на человека, с которым заключается контракт.
"Проверьте имя и фамилию вашего партнера по сделке в поисковых сетях. Если он был нечист на руку – это вполне может всплыть среди отзывов", — отмечает маклер.