РИГА, 4 сен – Sputnik, Евгений Лешковский. Скоро в запасниках Латвийского музея природы зубы и бивни мамонтов уже складывать некуда будет. Сейчас их в музее хранится около сотни.
Останки доисторических великанов попадают в руки палеонтологов, как правило, не во время экспедиций, но от рядовых жителей: гуляли где-то у моря и вдруг увидели на берегу странный предмет, подняли, а это оказался огромный зуб или часть бивня, внешне похожая на корягу.
Так, в августе старшему палеонтологу нашего музея Ивару Зупиньшу принесли зуб, который нашли в Вентспилском районе, в местечке Овиши, недалеко от старейшего в Латвии маяка.
Берег в Овиши – слоеный пирог с костями
Этот зуб в Овиши нашел оператор латвийского телеканала LNT Сергей Заворотнев, причем, буквально через пару дней после того, как там побывал корреспондент Sputnik: ходил по крупной гальке и ничего подозрительно-особенного, увы, не заметил.
Ивар Зупиньш рассказал, что найденный в августе зуб — молочный и принадлежит мамонтенку лет девяти. Между прочим, молочные зубы, в отличие от тех, что выпали у взрослого животного, находят на латвийском берегу довольно редко, поскольку они хрупкие и хуже сохраняются в морском песке при огромном давлении.
— Найденный зуб мамонтенка для нас очень ценен! — говорит Ивар Зупиньш. – Важно и то, что мы точно знаем, где именно нашли зуб, значит, дополняем базу данных с "привязкой на местности", насыщаем красками "палеонтологическую картину" и уточняем "палеонтологическую карту" — можем судить, где водилось больше мамонтов, а где меньше.
Пару лет назад тоже был найден зуб мамонта – не очень далеко от Овиши, в районе приморского городка Павилоста. Тогда удача улыбнулась подводному охотнику, рижанину Игорю Ефимову. Тот нырял на задержке дыхания в поисках рыбы – и увидел на глубине около пяти метров огромный зуб. Вернее, вначале Игорь решил, что это камень, но только очень странный – волнистый какой-то и поросший морскими желудями (мелкие ракообразные, живущие под прочнейшим панцирем). Этот зуб Игорь оставил у себя дома, – и во многом благодаря интересной находке у парня появилось новое хобби: палеонтология…
Как отметил Ивар Зупиньш, еще поди найди на земле зуб мамонта. На морском берегу он, если не присматриваться особенно внимательно, выглядит как камень, присыпанный песком среди прочей крупной гальки. Но – кому-то все же везет! И если в Латвийском музее природы сейчас около сотни зубов мамонтов, то в частных коллекциях их наверняка значительно больше. Оно и понятно, ведь мамонт был "зубастым зверем". Это у людей зубы меняются два раза, а у мамонта за 130 лет жизни – пять-шесть (всего у великана было четыре зуба — два снизу, два сверху).
Между прочим, не всегда останки мамонтов находят в Латвии исключительно у моря. Нередко зубы и кости обнаруживают, когда роют котлованы или мелиорационные канавы, добывают в карьерах песок. Так, например, было в окрестностях Цесиса: рыли яму, чтобы потом сделать фундамента дома, — и нашли зуб мамонта. А однажды бивень мамонта принес музею (как раз в день его 170-летия – в прошлом году) сотрудник цементного завода Cemex, водитель экскаватора Эдгар Дроздов, который его нашел в местечке Броцени – в песчаном карьере.
Мамонты к нам пришли из Белоруссии
Сам Ивар Зупиньш, специализирующийся на останках древнейших кистеперых рыб (их частенько откапывают в видземском карьере Лоде), зубы мамонта не находил, в отличие от его коллеги из соседней Литвы, сотрудника Клайпедского центра культурного наследия Лисвунаса Каваляускаса — тот несколько лет назад, прогуливаясь по морскому берегу около обрыва Шапка голландца, нашел даже кости мамонта – шейный позвонок и куски таза, возраст которых примерно 25 000 лет. К слову, в Литве в музеях хранится примерно столько же костей мамонтов, сколько и у нас.
Многие удивляются, когда узнают, что на территории, которая теперь называется Балтией, в древности водились мамонты. Оказывается, еще как водились! Во-первых, тогда еще и Балтийского моря не было, а существовало огромное Ледяное озеро, противоположный берег которого – Скандинавия. Во-вторых, тут и климат, и ландшафт тогда скорее напоминали тундровый, почти как в Якутии, где тоже, кстати, регулярно попадаются останки мамонтов.
Особенно много С14 накапливается в костях животных, питающихся преимущественно растениями. Этот изотоп остается в костях даже спустя десятки тысяч лет после смерти животного, но в то же время постепенно словно "испаряется". По тому, насколько много или мало этого элемента в ткани, можно определить возраст хоть мамонта, хоть носорога. Если костям животного 40 тысяч лет, тогда С14 почти не будет, а если 10 тысяч, то его еще довольно много.
Некоторые кости и зубы мамонтов приносил в наши края ледник или с севера, или из восточных областей, где теперь Белоруссия. Там, между прочим, тоже было тогда все другое – не густые дубравы с лохматыми зубрами, а лесотундра с мамонтами и шерстистыми носорогами, которые носились большими и громкими стадами. Лисвунас Каваляускас рассказывал, что в Финляндии находили кости животных и потом по возрасту и разным сравнительным анализам делали вывод, что мамонт пришел из Белоруссии.
Продам зуб за 500 евро
А вообще, по словам ученого, тут у нас в эпоху плейстоцена (началась 2,588 миллиона лет назад и закончилась 11,7 тысячи лет назад) существовало превеликое разнообразие животных: не только мамонты и шерстистые носороги, но еще и пещерные львы, и огромные бизоны, и яки, и гигантские олени.
То и дело в Балтии находят кости этих животных. Так, несколько лет назад в Литве совершенно случайно (как это почти всегда и бывает) обнаружили часть головы шерстистого носорога: он примерно 40 000 лет назад пришел, скорее всего, с запада, где сейчас находится Германия.
Но, подчеркивает Ивар Зупиньш, лучше, чтобы все зубы несли в музей – на благо науки!