РИГА, 27 июн — Sputnik, Евгений Лешковский. В нескольких десятках километров от Вентспилса по сей день светит кораблям старейший маяк Латвии: участок моря в этом районе самый опасный для судоходства на Балтике, чем и пользовались всегда разбойники.
В Латвии сохранилось 14 действующих маяков, 10 из которых — в Курземе, на берегу древних племен ливов и куршей. Старейший из них находится на мысе Овиши, между Колкой и Вентспилсом.
Несколько лет назад в Латвии чуть не поступили как во многих других странах Европы, когда с маяков начали снимать линзы, превращая здания в туристические объекты: мол, сейчас век уже других технологий и навигационных приборов со спутниковой связью. Но в случае с маяком в Овиши взбунтовались даже капитаны судов: спутниковая связь – хороша, но ненадежна, а маяк – вот он, стоит на берегу, наперекор ураганам и штормам, и посылает в море спасительный луч.
Спасенный чудом маяк
В прошлом за исправной работой маяка в Овиши следило много людей, а теперь одна женщина — Ивета Бадере, которая круглый год живет здесь с мужем на протяжении нескольких лет. Трое детей – за границей.
Несмотря на то, что управление маяком осуществляется теперь автоматически, а вся система умещается в коробку размером меньше домашнего компьютера, Ивета, как и прежде, как только стемнеет, поднимается по узкой винтовой лестнице на самый верх 37-метрового здания и ждет, пока загорится лампа в круглых линзах и по морским волнам скользнет яркий луч.
Ивета Бадере переселилась в эти края из городка Валка, что на границе с Эстонией. Училась в Рижском мединституте, потом она, молодой врач, попала по распределению в Вентспилсский край, в поселок Таргале, а уже в 2000-е переселилась в Овиши, где полностью сменила род деятельности.
В ее обязанности входит не только следить за исправной работой маяка, но еще и принимать гостей в Овиши. А людей, интересующихся маяками, в Латвии становится все больше.
"Летом сюда иногда и по сотне человек приезжает: и на маяк, конечно, поднимаются, и музей около него посещают", — говорит Ивета Sputnik.
Сам музей возник спонтанно – благодаря предыдущему маячнику Петру Познякову, работавшему тут чуть ли не полвека.
Году в 1993-м эту территорию покинули последние части уже российской армии, места перестали быть пограничной зоной, и сюда ринулись все желавшие поживиться цветметом. В окрестностях варвары растащили все, до чего только могли дотянуться, разобрали все строения, оставшиеся от военных.
А до маяка не добрались — Петр Позняков держал оборону. Нередко ему приходилось отбиваться в прямом смысле слова — когда руками, когда камнями! А иначе и оборудование тут растащили бы, и маяк по кирпичикам разломали.
Ворота к кладбищу затонувших кораблей
Экспонаты музея, которые Петр Позняков стал собирать просто ради интереса еще с 1980-х, по сей день можно использовать в мореплавании. На маяк регулярно поступало какое-то новое оборудование, старое надо было списывать и выбрасывать, а Позняков сохранял его в сарайчике.
Около маяка лежат огромные буи, пассивные винтовые отражатели радиолокаторных лучей, бакены, еще недавно указывавшие судам опасные места в море. Сразу после мыса Овиши начинается Ирбенский пролив – до Колки: место, опасное для навигации — сплошь мели. Сразу в двух местах на дне пролива находятся кладбища затонувших кораблей — их там тысячи.
В музее собраны и стеклянные линзы, стоявшие на маяках с 1960 года по 2000–й, пока их не заменили на пластиковые. Еще в недавнем прошлом линзы работали с лампами в 1000 ватт, свет от них шел почти на 20 морских миль. А сейчас лампы в 100 ватт, и свет распространяется примерно на 15 миль.
В отличном состоянии в музее и круговые радиомаяки КРМ–100 и КРМ–300: в советские годы они стояли от Вентспилса аж до Балтийска, включаясь по очереди. Не сломался и аппарат АГМА (автоматический створный огонь): таких в Курземе было несколько, а те два, что теперь в музее, стояли на берегу у Вентспилсского порта и указывали судам фарватер.
Хронометры, анемометры (приборы, измеряющие скорость ветра), наутофоны (приборы, которые издают исключительно громкий звук, их используют маячники, если на море густой туман и луч его не может пробить) – все работает!
Не испорчен и механизм уникальных электрических часов: их изготавливали для судов и маяков на заводах, приписанных к Министерству обороны СССР. На стенах музея висят старинные карты курземского берега, на полочках – макеты других маяков. Петр Позняков собрал тут столько экспонатов, что в музее можно находиться не один час – и будет интересно.
Настоящий маячник должен уметь фехтовать
Но, конечно, ничто не сравнится с самим маяком. Его построили в 1814 году, чтобы защищать суда и от мелей, и от береговых разбойников, которые орудовали тут испокон веков. Злоумышленники разводили на берегу костры и заманивали корабли, а капитаны думали, что это маяки указывают им правильный путь, и вели суда на мели, где их попросту грабили.
Эта территория с XVIII века была частью Российской империи. Когда по распоряжению царя построили маяк, на него не раз нападали разбойники и даже подходили настоящие курляндские пираты Балтийского моря. Маяк тогда превращался буквально в крепость. Толщина его стен у земли более двух метров, соединяют их деревянные перекрытия, ведущие к балконам. Лестница в маяке заворачивает вверх слева направо: чтобы смотритель мог держаться левой рукой за перила, а правой — фехтовать, отбиваясь от бандитов.
Маяк пережил две войны, множество ураганов и бурь, когда волны сносили все постройки рядом. В старину человек скакал сюда на лошади из Виндавы (Вентспилс), останавливался в небольшом домике у моря и дежурил на маяке во время непогоды: разводил на каменной площадке костры. На маяке после костров стали использовать масляные и керосиновые лампы (вплоть до 1912 года), а затем перешли на ацетиленовые горелки. На большинстве маяков в Курземе вплоть до 1960–х свет в море шел от таких горелок.
Предыдущее название маяка – Люзерорт сохранялось вплоть до 1917 года. Потом переименовали в Овиши: так место называлось по-латышски, а по-ливски — Патикмо: край издревле заселяли племена ливов, столица которых рядом, в рыбацком поселке Мазирбе.
В начале прошлого века в Овиши был 51 двор и прямо к маяку подходила узкоколейка Вентспилс—Мазирбе—Дундага—Стенде—Талси, просуществовавшая до 1960-х. В Овиши все еще сохранилось одноэтажное здание вокзала 1906 года. Пол чердака в нем выложен из особого кирпича, чтобы задерживать и аккумулировать тепло.
В домике и теперь останавливаются люди, чтобы переждать непогоду, например, биологи, изучающие природу края. Маяк-то расположен на территории Овишского заказника, где флора и фауна охраняются.
Летом здесь раздолье для биолога: кругом множество птиц, занесенных в Красную книгу, – от крошечного зуйка до великана орлана-белохвоста, в лесах цветут ночные фиалки и орхидеи, а морские воды богаты рыбой. Впрочем, и рыбу тут ловить можно, чем и пользуются ценители камбалы и вимбы (она же — сырть), ставящие удочки прямо на берегу моря.
Здесь даже берег уникальный — сразу в нескольких местах выходит на поверхность гранатовый песок, от темно-красного до насыщенно-черного цвета. По ливской легенде, это засохшая кровь разбойников и мореплавателей, которой залит чуть ли не весь берег Курземе. И ночью на берегу, когда все кругом освещает яркая луна, а над морем гремит гром, могут находиться только самые смелые.