Латышскую часть общества всколыхнул ролик, снятый в рамках кампании агентства по делам беженцев ООН со слоганом "Мы бы сделали так же!". Минобороны попросило вмешаться МИД Латвии.
Идеологически невыдержанные видеоклип и наружная реклама будут демонстрироваться с августа до декабря во всех трех странах Балтии.
В кампании акцент делается на том, что все мы люди, все мы человеки, и в случае угрозы своей жизни и жизни близких бежали бы из страны, как поступили, например, беженцы из Сирии, которых теперь всем нам надо гостеприимно разместить в Латвии.
Это утверждение возмутило многих, а больше всего общественность, близкую к оборонной отрасли. Например, Государственный секретарь министерства обороны Латвии Янис Гарисонс счел ролик оскорбительным по отношению к Латвийской армии и Земессардзе.
Из него следует, что жители Латвии только и ждут возможности бежать из страны. По его мнению, это оскорбительно для солдат Национальных вооруженных сил и особенно ополченцев из Земессардзе, которые тратят свободное время на учения, чтобы в случае необходимости им было легко в бою.
"Именно желание жителей Латвии защищать свою страну определяет то, что мы никогда не окажемся в ситуации, когда им пришлось бы стать беженцами", — объяснил Гарисонс свое "Никогда мы не станем беженцами!"
Его поддержал евродепутат, а в прошлом министр обороны Артис Пабрикс. Более того, со свойственной ему проницательностью он заявил, что вероятному противнику (!) выгодно распространять мнения, что защищать Латвию необязательно.
Публицист Элита Вейдемане нашла компромат на консультанта регионального представительства Агентства беженцев ООН в Северной Европе (UNHCR) Дидзиса Мелбиксиса. Два года тому назад в своем Twitter он написал: "Интересно, как многие, если здесь начался бы реальный махач, пошли бы воевать? Я при первой возможность сбегу и мне за это совсем не будет стыдно".
И тут, кажется, есть что возразить противникам бега. Во-первых, оскорбленные в самых своих светлых чувствах, они не заметили, как походя оскорбили целый народ. Дескать, мы не побежим, как сирийцы. На минутку, по последним данным за годы войны в Сирии погибло 300 000 человек, в том числе 15 000 детей. А вы, Гарисонс, готовы поклясться, что при похожих условиях стояли бы до конца, как стойкий оловянный солдатик, а не сдулись бы, как надувная уточка?
Поэтому слоган "Мы бы сделали так же!" было бы корректнее переделать на "Мы сделали так же!". Или "Мы сделали это"!
По данным последнего опроса SKDS, 40% респондентов ответили, что, в случае необходимости, были бы готовы сражаться за Латвию с оружием в руках. 44% опрошенных признались, что не стали бы этого делать, из них полностью не готовы жертвовать собой ради Латвии 24%.
Одна девочка на две семьи
Беженцы недавно, не по свое воле, оконфузили два ведущих латвийских издания. Проницательный читатель заметил, что на первых страницах Latvijas avīze и Ir сфотографированы две разные семьи беженцев, в которые входит… одна и та же девочка, причем одинаково одетая.
Удивленные пользователи поделились этим открытием больше тысячи раз.
Журнал Ir пояснил, что на их обложке девочка по имени Лара сидит рядом со своей настоящей семьей, а на фотографии Latvijas Avīze она оказалась случайно.