РИГА, 19 авг — Sputnik, Марина Петрова. О том, что латвийская медицина тяжело больна, мы все давно знаем. Тем не менее за последние десятилетия ни одно правительство не взяло на себя смелость провести кардинальные реформы.
Когда миллионы — это мелочь
Процесс слегка сдвинулся с мертвой точки во время финансового кризиса, когда в целях экономии и под давлением международных кредиторов местные власти закрыли ряд стационаров, упразднили некоторые бюрократические формирования самого министерства. Однако этого оказалось недостаточно: даже в урезанном виде здравоохранению резко не хватает средств.
По его словам, если следовать утвержденному графику, то прирост ВВП в следующем году должен гарантировать здравоохранению дополнительные 80 миллионов евро.
Как десять лет назад, так и сейчас все вовлеченные стороны понимают, что в бюджете таких денег нет. Поэтому каждый год министерство здравоохранения настойчиво выдвигает правительству новые финансовые требования на сотни миллионов евро. Правительство в свою очередь с такой же настойчивостью выделяет Минздраву лишь десятки.
К примеру, на днях правительство решило взять на себя финансовые обязательства в размере 170 миллионов евро, которые до сих пор лежали на стационарах. Это позволит Минздраву экономить десятки миллионов евро ежегодно, не выплачивая те кредиты, которые в свое время были выданы больницам. За неделю до этого стало известно, что правительство готово увеличить финансирование отрасли на 45 миллионов.
Однако всего этого так мало, что, несмотря на все хорошие новости, медики всерьез обдумывают осенние акции протеста, — ведь озвученные цифры не ведут к цели в размере 4% ВВП в 2020 году.
"Отдельные посылы говорят о том, что все уже дошло до ручки. Например, был построен шикарный операционный блок в больнице Гайлезерс, но он работает сейчас наполовину — потому что хирурги есть, но нет анестезиологов, нет операционных сестер, поскольку они не готовы работать за эти деньги. Персонал или уходит в частный сектор, или уезжает за пределы страны", — объясняет Sputnik депутат Сейма Виталий Орлов.
Все стороны понимают, что, если так будет продолжаться, то уже в скором будущем центральные государственные больницы можно будет отправлять в отпуска за свой счет в полном составе.
Вторую попытку предпринял экс-глава Минздрава Гунтис Белевич, при котором были разработаны три варианта реформы. Теперь новый глава Минздрава Анда Чакша должна предоставить их на рассмотрение правительства. Планируется, что уже в сентябре вопрос будет решен, а в следующем году медицина начнет новую жизнь. Правда, пока неясно, за чей счет.
Социальная (не)справедливость
В министерстве здравоохранения подготовлены три варианта реформы. Анда Чакша поддерживает "социальный", с ней согласны парламентская оппозиция, профсоюз медиков и омбудсмен. Однако глава правительства Марис Кучинскис попросил коллегу принести ему на стол все три варианта — то есть в отличие от главы Минздрава Министерство финансов и глава кабинета со своими предпочтениями не определились.
"Это демонстрирует недоверие со стороны премьер-министра по отношению к министру здравоохранения. В принципе, это плохо, это политические разногласия не в сторону профессионализма, не в сторону интересов общества. Поэтому мы надеемся, что все-таки здравый смысл восторжествует и правительство одобрит тот вариант, который поддерживает министерство здравоохранения", — говорит Керис.
Если правительство все же встанет на сторону Минздрава, то в бюджет медицины будет направлен 1% социального налога — это как раз те недостающие 70 миллионов, о которых говорили медики. В 2018 году это должны быть уже 2%, а в 2019 — 3%.
"Эта модель была согласована с представителями отрасли, в том числе с нашим профсоюзом. В ней предусмотрено, что здравоохранение должно финансироваться не только из общей части госбюджета, но и из социального бюджета, как это принято в большинстве европейских стран", — объясняет Валдис Керис.
Представители сферы благосостояния не раз высказывались против того, чтобы деньги из социального бюджета уходили куда-то кроме тех направлений, которые уже заложены в социальном бюджете.
"Мне, конечно, больше нравится первая модель, где деньги уходят на здравоохранение из социального налога. Но я знаю, что против этой модели будет министерство благосостояния, поскольку это министерство считает, что общество стареет, и те накопления, которые которые сейчас есть — условно говоря, какой-то лишний миллиард евро, — будут со временем съедены, поскольку из этих денег будут оплачиваться пенсии", — говорит Виталий Орлов.
"Так поступает большинство европейских стран. Например, в Эстонии это 13% от социального налога, а в Литве — 6%, поэтому выделить в Латвии 1% — абсолютно не проблема", — уверен Валдис Керис.
"Если все это будет принято с пониманием нашими политиками, то нет никаких преград для того, чтобы доступность и качество здравоохранения в нашей стране пошли в гору. Если такие решения не последуют, то, к сожалению, улучшить ситуацию будет невозможно", — полагает Керис.
Медицина может стать частной
Однако у социального варианта есть еще две альтернативы. Одна из них, по словам Виталия Орлова, заключается в том, что финансирование здравоохранения делят между собой государство и работодатели, которые и направляют на нужды медицины определенный процент налоговых отчислений каждого работника.
"Второй вариант — страховая медицина, предусматривающая, условно говоря, 25 евро с человека, когда каждый сам платит за себя. Это уже модель с элементами медицинского страхования, из которого оплачиваются медицинские услуги", — говорит политик.
Третий вариант не особенно отличается от второго и тоже предусматривает дополнительные сборы с жителей Латвии.
"Третий вариант: государственный бюджет гарантирует определенную корзину услуг. Тут человек знает, за что государство платит и что он может получить. И человек говорит, что он готов платить еще 25-50 евро, на которые полагается еще что-то", — продолжает собеседник Sputnik.
Оба варианта предусматривают участие частных страховых компаний, а это, по словам Валдиса Кериса, может быть опасно.
Отчасти с ним согласен и Виталий Орлов.
"Я в свое время работал в медицинском страховании и знаю позицию страховщиков — когда стоит вопрос выплат, придираются ко всему, лишь бы выплатить меньше, чем указано в счете. Можно понять и страховщиков, поскольку, например, уже была история с латвийскими эмигрантами, которые уехали в США и занимались махинациями с медицинскими страховками", — заявил Орлов.
Такая система может быть опасна еще и для политиков, которые за нее проголосуют: представители правящей элиты, оппозиционеры, политологи и медики в один голос утверждают, что большинство жителей страны дополнительные поборы платить не смогут. А это означает либо очередную волну ухода зарплат в тень, либо негативный ответ на предстоящих выборах.