РИГА, 8 июл — Sputnik, Владимир Дорофеев. Министр здравоохранения Латвии Анда Чакша осмотрела новые машины, прибывшие на рижскую станцию скорой помощи. В новых машинах лучше реанимационное оборудование, и стоят они дешевле, чем работающие кареты скорой помощи. Смущает только, что компания-поставщик связана с мужем депутата Солвиты Аболтини.
"Новые машины и более эргономичные, чем прежние, и на 17 тысяч дешевле", — не скрывала радости руководитель станции скорой помощи Сармите Виллере.
"Предыдущие машины Mercedes и покупались при содействии европейского фонда ERAF. На новые Opel мы тратили только свои деньги. Эти машины компактнее, в условиях большого города на таких машинах проще парковаться, и проще проехать в узких дворах", — рассказала она.
В общем, тот самый случай, когда лучший товар за меньшие деньги. К слову, 17 тысяч евро разницы — это цена неплохой машины среднего класса в рижском автосалоне. Стоят же кареты скорой 76 тысяч каждая. Их высокая стоимость обусловлена ценой "начинки", медицинского оборудования. Впрочем, и требования к этим автомобилям тоже повышенные – скорая ездит очень быстро, на законных основаниях нарушая правила, часто попадая в аварии.
Подозреваем всех
В январе с этой компанией был связан громкий скандал, также связанный с госзаказом. Предприятие поставило оперативные автомобили для госполиции, и тоже по очень низкой цене. Депутат от "Согласия" Андрей Элксниньш в январе просил KNAB проверить процесс закупки на предмет коррупции. Официальный доход предприятия за прошлый год — чуть более 20 тысяч евро при обороте в несколько миллионов. Сумма настолько невелика, что вызывает ряд вопросов.
История с сомнительным поставщиком тянется уже полгода. Машины для нужд скорой планировалось закупить в декабре прошлого года, но в дело вмешался предыдущий министр здравоохранения Гунтис Белевич. Он отложил закупку, найдя в сделке грубые нарушения. Впрочем, министр боролся не с фирмой Auto Blitz, а с теми, кто закупал у нее машины – Rigas Sanitārā Transporta Autobāze. Скандал вокруг этого предприятия длится уже более десятилетия.
Много лет назад эта фирма обслуживала оперативный автотранспорт скорой помощи. Тогда был популярен лозунг — каждый должен заниматься своим делом: врачи — лечить, водители – ездить, автослесари – чинить машины.
Какое-то время все шло мирно, хотя перемены сложно было назвать позитивными. Водители карет утратили статус работников скорой, а вместе с ним — права на повышенную медицинскую страховку и пенсию работников скорой.
Потом выяснялось, что "выгодное" разделение труда – не такое уж и выгодное. Прошлой зимой прогремел скандал, связанный с вышедшей на линию неотремонтированной машиной, в которой ампулы с лекарством заледенели, а несколько медиков и пациентов серьезно простудились.
И вот парк оперативного транспорта снова возвращается под контроль врачей.
Пока врачи очень радуются экономии. "Вот вам пример — снижение стоимости бензина, – поясняет главврач скорой Виллере. – Теперь для нас это экономия, то есть возможность вложить деньги куда-нибудь еще. А раньше это было исключительно прибыль бизнесмена".
А что же новый министр Анда Чакша? Симпатичная голубоглазая блондинка в любом случае вызывает больше доверия, чем неуживчивый миллионер Белевич. Ни в одном из коррупционных скандалов она не замешана. Вся история ей досталась по наследству от предыдущего министра.
Парк обновлять надо? Надо. Предложение выгодное? Выгодное. Претензии от бюро по надзору за закупками или от бюро по предотвращению коррупции есть? Нету.
На пресс-конференции министр лично осмотрела машину скорой помощи и задала ряд профессиональных медицинских вопросов по поводу оборудования. Надо отметить, что кроме медиков, их никто не понял. Осмотром министр осталась довольна.
"То, что скорая смогла сэкономить государственные деньги, очень важно в свете экономии в медицине, – сказала Анда Чакша. – Это очень хороший пример того, что дешевле одновременно значит лучше".
Смысл лезть в драку
Новый министр, по профессии врач-психиатр, до министерской должности работала руководителем детской клинической больницы. Sputnik поинтересовался — на что больше похож кабинет министров, исходя из личного опыта госпожи Чакши, — на дурдом или детский сад?
"Ни на то, ни на другое, – улыбнулась министр. – Но в любом случае умение слушать и слышать, свойственное психиатрам, важно и при работе в кабинете министров.
Sputnik напомнил, что Анду Чакшу по сравнению с предшественником политики считают менее жестким министром, и подозревают, что у нее нет собственного мнения по поводу финансирования отрасли.
"То, что я умею слышать чужое мнение, — не значит, что у меня нет своего. У меня есть мнение, и я его аргументированно высказываю. Но это не значит, что я не вижу аргументов других", — подчеркнула министр.
Чакша напомнила, что речь сейчас идет о трех моделях финансирования медицины.
По ее мнению, конфликт и противостояние — не лучший способ обсуждения важного дела.
"Я умею жестко настоять на своем, но сейчас в этом нет никакого смысла. Я мирный человек, и пока возможно решить дело мирным обсуждением, не вижу смысла лезть в драку", — заключила Чакша.