РИГА, 17 авг — Sputnik. Прокуратура возбудила уголовный процесс в связи с попыткой подкупить теперь уже бывшего руководителя отдела оперативных разработок Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) Юриса Юрашса. Однако процесс начат не по факту попытки передать Юрашсу взятку в миллион евро, от которой он отказался, а по факту… разглашения секретной информации на этот счет самим Юрасшем, пишет журнал Ir.
В июле во время очередного внутреннего конфликта в БПБК, когда руководитель этой спецслужбы Ярослав Стрельчонок в очередной раз уволил двух старейших сотрудников — Юриса Юрасша и своего заместителя Юту Стрике, Юрашс дал интервью журналу Ir. В нем Юрашс рассказал, что еще в октябре прошлого года его пытались подкупить — предлагали миллион евро за то, чтобы он переквалифицировал преступление, инкриминируемое бывшему начальнику Latvijas Dzelzceļš ("Латвийская железная дорога) Угису Магонису, со взяточничества на торговлю влиянием. Тогда же о попытке дачи взятки он сообщил Стрельчонку, но процесс начат не был и никто по данному факту не проводил никаких действий в течение года.
В итоге после статьи в журнале следствие все же началось, однако не по факту попытки подкупить сотрудника спецслужб, а против самого сотрудника. 29 июля прокурор начал уголовный процесс о сознательном разглашении государственной тайны и передал его для расследования в другую спецслужбу — Полицию безопасности (ПБ).
В ПБ журналу подтвердили, что из Генпрокуратуры получены материалы уголовного процесса о разглашении государственной тайны. От более подробных комментариев ПБ воздерживается, ссылаясь на секретность материалов дела.
Сам Юрашс сказал журналу Ir, что считает начатый против него уголовный процесс "очередным юридическим шедевром" и ответной реакцией БПБК и Генпрокуратуры на обнародованную им информацию о предложенной взятке и противоправном бездействии должностных лиц.
"Я уверен, что не нарушал закон", — подчеркнул Юрашс, напомнив, что согласно 4-му пункту 5-й статьи закона о государственной тайне информации о случаях коррупции и о незаконных действиях должностных лиц запрещено присваивать статус гостайны.
"Происходящее в данный момент напоминает аналогичные сообщения из в России и других тоталитарных государств, где против тех, кто указывает на коррупцию и противоправные действия государственных должностных лиц применяют репрессии и возбуждают уголовные дела, чтобы запугать и удержать тех, кто бьет тревогу, от активных действий", — считает Юрашс.
На вопрос, проверена ли информация о возможном бездействии должностных лиц БПБК, в пресс-службе Генпрокуратуры журналу "Ir" ответили, что проверка ведется, но подробности сообщены не будут. Не получил никакого ответа на этот счет от прокуратуры и сам Юрис Юрашс, хотя написал заявление по факту попытки подкупа еще месяц назад.
"Трудно даже придумать что-то еще, что помогло бы начать уголовный процесс по данному факту и чтобы мою информацию не стали игнорировать", — говорит Юрашс.
К истории вопроса
Председатель правления Latvijas Dzelzceļš Угис Магонис был задержан 6 августа прошлого года, в его машине находилось около 500 тысяч евро, происхождение которых глава железной дороги объяснить не смог. Сотрудники Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией попытались задержать его еще на эстонско-латвийской границе, когда он возвращался из Эстонии, но чиновник попытался уйти от преследования. Бегство закончилось через несколько километров, где на дороге велись ремонтные работы. На следующий день Министерство путей сообщения уволило Магониса и лишило его доступа к гостайне.
Суд Рижского района 8 августа 2015 года дал санкцию на арест Магониса, но позже он был освобожден под залог. Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией 26 июня сообщило, что направило в Генеральную прокуратуру материалы дела с просьбой начать уголовное преследование Магониса "за принятие взятки в размере примерно 500 тысяч евро". В даче взятки подозревается эстонский предприниматель Олег Осиновский. Следователи полагают, что деньги были переданы Магонису для того, чтобы провести закупку "дочкой" Latvijas Dzelzceļš, компанией Latvijas Dzelzceļš RSS, четырех старых дизельных локомотивов у компании Skinest, принадлежащей Осиновскому.