РИГА, 6 авг — Sputnik, Инга Берзиня. Sputnik побывал на специальном приеме, организованном в честь легендарного бывшего рижанина. Спектакль "Письма человеку" достался рижанам в качестве большого подарка, благодаря тому, что в Латвии есть режиссер, актер и человек, основатель собственного фонда развития культуры и экс-глава оперы Андрейс Жагарс.
Жагарс давно знал о существовании классика авангарда, режиссере Роберте Уилсоне, и давно хотел заполучить какую-либо из его постановок. Переговоры о его приезде шли еще в конце 90-х годов. Конечно, речь шла совсем о другом спектакле. И режиссер даже согласился. Но в то голодное время на привоз всего дорогостоящего оборудования, необходимого для сложной сценографии в целом характерной для Уилсона не хватило средств. И вот, наши дни. Алвис Херманис в Новом рижском театре ставит постановку "Бродский/Барышников". После большого перерыва в город прилетает легенда мирового балета, Михаил Барышников, который, конечно же знаком с Жагарсом. Они встречаются, разговаривают, и…. на этот раз все получается. У Жагарса находятся спонсоры, и вот уже рижане могут прикоснуться к двум, а то и трем легендам – Нижинскому, Барышникову и Уилсону.
К сожалению, самого режиссера на приеме в честь спектакля не было. Зато были многочисленные именитые гости: организаторы и спонсоры, актеры и режиссеры, театральные деятели и любители искусства. Многие не смогли поделиться впечатлениями – еще слишком свеж был полученный ими только что эмоциональный и энергетический заряд. Однако с некоторыми Sputnik удалось побеседовать.
Художественный руководитель Московского губернского театра, актер театра и кино Сергей Безруков:
"Постановка, безусловно, понравилась. Дело в том, что мне знакома эта стилистика по "Сказкам Пушкина", который идет в Москве, в Театре Наций. ("Сказки Пушкина" ставил режиссер Роберт Уилсон – ред). Так что я представлял себе на что иду. Ну а что касается Барышникова – я вижу его на сцене впервые. Спектакль "Бродский/Барышников" не видел, он прошел мимо меня, я был слишком занят, чтобы вырваться. Сейчас мне удалось приехать в Ригу. И что тут можно сказать? Гений! О самой постановке могу лишь сказать, что у моего театра более классический стиль и манера, здесь показан авангардный театр. Зато эта тема мне очень близка. Мы в театре сейчас ставим как раз историю безумия одного маленького человека, которая превращается в такой протест против общества. Бунт человеческой личности в пограничных обстоятельствах. И, вполне возможно, что я привезу этот спектакль в Ригу. Именно поэтому глубины подсознания и человеческой психики меня в данный момент очень интересуют".
Прима-балерина Большого театра и дочь известного юмориста Анастасия Винокур проводит в Юрмале лето вместе со своей семьей и маленьким ребенком. И, конечно, как человек тесно связанный с искусством танца и балета не могла пропустить такое событие. Она рассказала Sputnik, что тоже впервые в этот раз увидела легендарного танцовщика на сцене, и мечтает с ним познакомиться.
"Спектакль мне понравился. Но сценография не очень. Я ожидала, честно говоря, большего. Что-то подобное идет в Театре Наций, это "Сказки Пушкина". Мне хотелось больше движения, хотя, я понимаю, что и так этого было много. Иногда было недостаточно света: в какие-то моменты мне очень хотелось видеть лицо артиста, даже пусть оно всего лишь белая маска. Хотелось видеть выражение лица, глаза. Но, конечно, для меня в этом спектакле интереснее всего сам Барышников. И от него у меня ни с чем несравнимые впечатления. Уже то, как он просто скидывает с себя пиджак, завораживает. И могу сказать как профессионал – да, какие-то нюансы можно подсмотреть, что-то у него скопировать, но повторить, сделать как он – невозможно. Это такая поцелованность Богом, природная данность. Еще хочу сказать, что он большой молодец. Ведь не секрет, что обычно балетные рано уходят на пенсию, и максимум того что делают — преподают сами. Этот человек совершенно свободен в своих проявлениях, он не боится рисковать. Посмотрите: он снялся в фильме Sex&The City, затем в рекламе спортивного бренда, потом этот спектакль, основанный на стихах Бродского… Человек все время пробует что-то новое. Это не может не вызвать восхищения".
Входящего в зал Михаила Барышникова собравшиеся приветствовали аплодисментами. Затем Андрейс Жагарс поблагодарил артиста за то, что тот выбрал время в своем насыщенном рабочем графике и смог посвятить эти несколько дней Риге и показать рижанам эту постановку.
А затем слово взял банкир и владелец футбольного клуба Валерий Белоконь. Он начал с того, что Рига считалась хорошим местом с точки зрения геополитики и транзита, местом соединения нескольких направлений. И в данный момент все сошлось в этой точке на карте, в Риге. "Последний танец Нижинского, это только начало. Безумно чудесный танец, который является тем началом, из которого может возникнуть многое. И вы это нам показали сегодня. Спасибо вам, за эту точку пересечения", — отметил он. И подарил Барышникову картину.
Затем выступили критики и другие спонсоры проекта. Говорили теплые слова артисту, выражали надежду на новую встречу. Центральными же темами вечера было обсуждение спектакля: "Почему были повторы текста и как правильно показывать безумие?" Споры на эту тему все никак не утихали. И еще никто не желал уходить без совместной фотографии с гением.
Михаил Николаевич вел себя сдержанно и даже скромно. Был скуп на движения и слова, но никому не отказывал в просьбах, всех благосклонно и внимательно выслушивал, вдумывался в сказанное, благодарил за теплые слова, улыбался общим воспоминаниям и добрым пожеланиям. С кем-то даже перекинулся парой фраз о судьбе Нижинского и трактовке Уилсона и довольно таки быстро исчез. Было заметно, что к прицелам фотокамер и постоянному фотографированию он привык, хотя радости у него это никакой не вызывает. А публика продолжала общаться и отмечать удачную постановку.