Помнится, лет этак 10 назад в Чехии я наблюдала, как местный экскурсовод возмущалась тем, что ЕС собирается запретить их традиционные продукты, в частности, "утопленцы" — это такие сосиски, плавающие в банке. Сейчас выражение "спасение утопленцев – дело рук самих утопленцев" все актуальнее становится и в Латвии.
Правда, своих утопленцев мы не завели, топить сосиски в воде – так же бесчеловечно, как и котят. Но у нас, латышей, есть другие милые желудку и сердцу продукты, которые, как уверяет Брюссель, не менее вредны для сердца и желудка.
И вот ученым, которые известны своими дурацкими открытиями (типа, "открыта тайна женского оргазма") наконец-то выпал шанс поучаствовать в действительно полезном и патриотически важном деле.
И речь уже не только о копченостях. Недавно Sputnik писал, что из-за попадания в список традиционных продуктов Янова сыра тысячам мелких производителей могут запретить его готовить, останутся полдесятка крупных "монополистов".
Как указывают в Минземледелия Латвии, введение более строгих норм лишит часть копченой продукции ее традиционных вкусовых качеств. И даже использование самого современного оборудования и химикатов не способны воссоздать привычные нюансы вкуса, аромата и внешнего вида, которые придает мясу и рыбе традиционное копчение с помощью дров.
Я вспоминаю, как еще в советские времена мы снимали дачу в рыболовецком колхозе "Узвара", что в юрмальском Лиелупе. Помню и бригадира коптильщиков Роланда, которого уважали не меньше, чем председателя колхоза. От него всегда пахло свежекопченой салакой, а пышные усы из-за беспрестанного курения и копчения содержали столько бензопирена, что его количество которого могло бы убить сотню-полторы брюссельских чиновников.
А позже, в 90-х, когда колхоза уже не было, как и самого Роланда, его дочери получали на сохранившемся еще тогда рыбоконсервном заводе зарплату банками шпрот. Это же была валюта!
Но это все лирика. А факты таковы. Чтобы научно доказать, почему и после окончания переходного периода Латвия могла бы продолжать традиционными методами коптить мясо и рыбу, Латвийский сельскохозяйственный университет совместно с Ассоциацией производителей и переработчиков мяса приступили к реализации научного проекта.
Как известно, путем переговоров с Еврокомиссией в 2014 году Латвии удалось добиться, чтобы до 1 сентября 2017 года к ее копченой продукции не применялась более строгая норма содержания бензопирена.
Если страна-участница сможет научно доказать, почему необходимо сохранить существующие нормы, ей может быть разрешено сохранить их на неопределенное время.
То есть презумпция невиновности в данном случае не действует. Не следствие, а сам подозреваемый должен доказать свою невиновность. Но больше возмущает не это, а то, что оплот демократии не спрашивает рядовых потребителей – может, вы готовы помучиться и даже пожертвовать толикой здоровья, чтобы иметь возможность кушать любимые продукты? Но, похоже, потребление неполезных, по мнению Брюсселя, продуктов уже приравняли к курению. А с курильщиками считаться вообще не принято.
Кстати, а, может, наши ученые так могучи, что смогут доказать чиновникам ЕС, что курить – полезно?