Турция — очень неоднородное по своей структуре общество, существующее на множестве разломов: этнических, религиозных, культурных. Традиция переформатирования власти путем военного переворота в Турции устойчива, и на протяжении XX века подобное происходило циклически, примерно через каждые 20 лет.
Традиция переформатирования власти путем военного переворота в Турции устойчива, и на протяжении XX века подобное происходило циклически, примерно через каждые 20 лет. Созданная под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка в форме республики, как единое государство Турция с 1923 года держалась на армии, которая и являлась стержнем всей политической системы страны.
Турция — очень неоднородное по своей структуре общество, существующее на множестве разломов: этнических, религиозных, культурных.
Не случайно предыдущие военные перевороты в новейшей истории страны происходили именно в периоды, когда возникали некие угрозы стабильности и самому существованию Турецкой республики. Нынешняя попытка переворота в этом смысле ничуть не особенна, она просто продолжает прежнюю традицию.
Когда Adalet ve Kalkinma Partisi — партия Справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана пришла к власти, ее исламистская идеология оказалась достаточно чуждой армейским кругам, поскольку идеологическим стержнем той, ататюрковской Турции, которой была и в основном остается турецкая военная элита, как раз была деисламизация страны, отказ от прежнего теократического духа.
Радикальный исламизм Ататюрк выкорчевывал огнем и мечом. Идеология партии Справедливости и развития абсолютно идентична идеологии известных "Ихфан уль-муслимон" — "Братьев-мусульман", ее идеал — построение исламского халифата, объявление халифа и в дальнейшем расширение своего влияния, по крайней мере, в границах прежней Османской империи.
Как бы там ни было, он сделал ставку на Национальную разведывательную организацию Турции (MIT), в просторечье Истихбарат — "разведка". Она была резко усилена, наполнена его сторонниками, и конкуренция между Истихбаратом и армией происходила все эти годы. Однако антирелигиозная составляющая в военной элите оказалась сильна: если большая часть высшего руководства армии на уровне генералов была попросту заменена, то полностью заменить армию Эрдоган был не в состоянии.
С прошлого года потребность в армии стала особенно сильной: в стране идет непрекращающаяся война с курдскими движениями, попытки вмешательства в Сирию со стороны Турции тоже требуют армейского ресурса.
Любой государственный переворот заслуживает внимания и бывает успешен не только в случае успешного захвата власти. Этого недостаточно — нужно же еще и суметь управлять страной, отвечая на запросы общества. В этом плане турецкие военные могли бы быть вполне успешны. Репрессии в отношении заговорщиков, которые сейчас, несомненно, последуют, нанесут серьезный удар и по состоянию безопасности в стране, и по возможностям ее развития в последующем.
Это ослабит армию и даст шанс курдским военизированным группировкам на усиление своего влияния, а, с другой стороны, вызовет еще большее недовольство в армии. Такие чисто карательные и репрессивные меры могут принести какой-то краткосрочный результат, но никогда не дадут продолжительного эффекта.
Внешняя политика Турции мало связана с внутриполитическими переменами. Среди всего разнообразия турецких политических сил нет таких, кто, гипотетически придя к власти, осуществил бы в турецкой политике свой "поворот на Восток", или "на Север" — подобное исключено априори.