РИГА, 30 июн — Sputnik, Евгений Лешковский. Уже нынешней осенью в Латвии могут уволить сотни учителей, закрыть как минимум 11 школ, а 14 — реорганизовать, объединяя учебные заведения и избавляясь от лишних педагогов.
В июне чуть ли не все СМИ страны облетела новость: в Дуналкской основной школе-девятилетке, что находится в Дурбском крае близ города со звучным именем Гробиня, провели выпускной для единственной девятиклассницы — Юстине Клейншмите. В прошлом году выпускной там устроили для двоих. А в следующем году в первый класс пойдут 5 учеников.
Но учебные заведения пустеют не только под Гробиней. В целом по стране с 2002 года по 2015-й ликвидированы 61% школ: 14% — латышских, 47% — русских. Причинами закрытия учебных заведений называют плохую демографическую ситуацию и массовый отток населения. Но только ли в этом дело?
Один родился, двое умерли, 100 — уехали
"Демографическая ситуация в Латвии улучшилась с "очень плохой" до "просто плохой", и понадобится еще много времени, чтобы достичь элементарного равновесия, когда в стране рождалось бы столько же человек, сколько умирает", — заявил недавно демограф Центрального статистического управления Илмарс Межс.
По его словам, в стране уже много лет наблюдается отрицательный естественный прирост населения, а параллельно с ним – большая эмиграция. Грубо говоря: один рождается, двое умирают, сто уезжают.
На фоне столь мрачной картины планы по закрытию и реорганизации школ могут показаться нормальными. К началу нового учебного года 11 школ планируется ликвидировать, а 14 — объединить: латышские школы с латышскими, русские с русскими, а где-то (например, в глубинке) – русские с латышскими.
Как именно это будет происходить, Министерство образования пока не сообщает. Но, судя по всему, с началом нового учебного года в школах наступит хаос. Государственное агентство занятости прогнозирует, что в общей сложности без работы могут остаться более 130 человек. В то же время, по неофициальной информации из кулуаров парламента и Минобразования, безработных может оказаться под 300.
Забор на границе важнее школ
Весной министр образования Карлис Шадурскис в передаче "900 секунд" на канале LNT объяснял, что массовые увольнения учителей произойдут из-за того, что Латвия не в состоянии содержать полупустые школы: денег нет.
Министерству обороны на этот год выделили дополнительно 56 миллионов евро – во многом из-за мифической "угрозы с Востока". К слову, на этот год Министерству образования дополнительно выделили всего 152 тысячи евро.
Хотя всех дохлых собак на одно лишь Министерство образования вешать нельзя. Оно-то берет на себя в "школьном деле" немногое — например, оплату педагогов и администрации, бесплатное питание для детей, еще что-то, а содержание здания школ – это уже забота самоуправлений.
И тогда возникает вопрос: неужели даже богатые самоуправления, такие, как Рига, не в состоянии сохранять школы, в том числе – русские, при том, что большинство жителей столицы – представители нетитульной нации?
Кстати, сколько школ могут закрыть и реорганизовать в столице, пока неизвестно. Многое зависит от того, сколько вообще учеников останется в Риге и не уедут ли они вместе с родителями за границу.
На данный момент число школьников в самой большой и самой маленькой школах страны отличается в 133 раза. В завершившемся учебном году в самой большой школе было 1472 детей, а в самой маленькой — всего 11. Больше всего школьников учились в Рижской классической гимназии, меньше всего — в Константиновской начальной школе.
Не торопитесь все закрывать
"По Закону об образовании открывает, закрывает и реорганизует школы каждое конкретное самоуправление — по согласованию с Министерством образования", — объясняет Sputnik экс-депутат Сейма, доктор педагогики Яков Плинер, который работает в системе образования с 1970 года.
"В Риге, где большинство жителей русские, и мэр, казалось бы, русский, закрыто за последние годы примерно 14 русских школ, а латышских, насколько я знаю, четыре. Конечно, нельзя отрицать того, что и из Риги жители уезжают в разные страны Европы, но это одна из причин того, что школы начинают пустовать. Их все равно могли бы сохранять, если бы грамотно распределяли финансовые потоки в столице и, полагаю, меньше бы по карманам распихивали", — рассуждает педагог.
По его словам, на фоне не самой лучшей экономической ситуации оправдано объединение, к примеру, двух находящихся рядом русских основных школ, когда в одной учится 75 детей, в другой 125.
"Но, замечу, Рига – самый богатый город Латвии. И в ней закрывали школы (русские) и на 320 учеников, и на 400. Вот такие школы я бы не уничтожил никогда!" — отмечает Плинер.
"Пройдет время и, хочется верить, улучшится демографическая ситуация, в том числе в Риге, и родятся дети — куда они пойдут учиться? Если новые латышские школы откроют без проблем, то русские – нет: не допустит то же Министерство образования, которым руководят сплошь национальные кадры. Поэтому русские школы русскому мэру особенно важно было сохранять, поскольку новые уже не откроют по определению", — считает педагог.
Русские школы популярнее с каждым годом
По мнению Якова Плинера, при том, что все больше жителей уезжают из страны, многие и остаются. И вот цифры. Последние три года растет спрос на русскоязычное образование. В этом году на языках нацменьшинств училось в Латвии почти на 2 тысячи детей больше, чем в прошлом.
Число первоклашек в русских школах за последние четыре года выросло на 13%. Исходя из демографических данных о детях, родившихся 7-18 лет назад, в ближайшие несколько лет стоит ожидать прироста и латышских учеников. Логично, что с закрытием школ стоило бы повременить – тем более в крупных городах.
А что касается реорганизации школ, то страдают не только дети, которых забирают из одной среды и помещают в другую, но и педагоги, которых сокращают при объединении учебных заведений. Как правило, касается сокращение учителей в возрасте.
Если говорить о русских школах, как раз там большинство немолодых учителей — в Латвии уже 25 лет ни в одном госвузе не обучают учителей для русских школ. Исключение – филфак при Латвийском университете, где худо-бедно, но готовят преподавателей русской словесности. И сегодня крайне сложно найти учителя вообще, тем паче – хорошего.
"Я знаю отличных педагогов, которые уехали за границу и работают там нянечками в богатых домах, клубнику собирают и шампиньоны, занимаются упаковкой продуктов — и получают больше, чем латвийской школе. Сегодня зарплата учителя от 360 евро до 700 "на бумаге". Многие молодые захотят тут работать за такие деньги? Ответ очевиден", — констатировал Плинер.
Кабинет министров намерен рассмотреть реформу заработной платы учителей 5 июля. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 сентября.