РИГА, 21 июн — Sputnik. Чем ближе любимый всеми народный праздник Лиго, тем все больше статей в латышских газетах пишется о нем и… о референдуме в Великобритании, которого жители Латвии опасаются еще и потому, что за несколько лет, пользуясь европейскими паспортами, создали в этой стране большую общину гастарбайтеров. И никто не может понять, чем может обернуться для граждан Латвии тот самый Brexit (от английских слов "Британия" (Britain) и "выход" (exit). Тем более, что только около 15% подданных Великобритании не определились, за что голосовать, а оставшиеся 85% разделились почти поровну.
О возможном выходе Великобритании из ЕС пишет и обозреватель газеты Neatkarīgā Rīta Avīze Марис Краутманис. "У сторонников Brexit Евросоюз ассоциируется с отвратительной бюрократией и расточительностью чиновников, с попытками Брюсселя навязать Лондону ворох нормативных актов с тем, чтобы англичанам пришлось оплачивать "греческие пиры". Не нравятся им и беженцы, нелегальные иммигранты и гастарбайтеры из Восточной Европы. Желтая газета The Sun, которая открыто поддерживает идею выхода, недавно опубликовала статью об одной фирме, которая в объявлении приглашает на работу именно польских строителей. Это заставляет злиться на то, что у иностранцев преимущество. Сторонники Brexit считают, что в случае выхода из ЕС можно будет лишних приезжих выгнать и новых не пускать", — пишет он.
Краутманис признает, что другая часть общества, сторонники ЕС, не воспринимают иммигрантов настолько враждебно и считают, что те дают Великобритании рабочие руки и помогают народному хозяйству. Они опасаются, что выход из ЕС затруднит бизнес-связи с континентом, упадет курс фунта и начнутся разные непредсказуемые политические и экономические бедствия.
"Если Великобритания выйдет из ЕС, земля не разверзнется. Процедура выхода будет долгой, связи с континентом не прервутся, пойдет дискуссия о том, на каких условиях продолжится сотрудничество с Евросоюзом. Но уход Британии станет тяжелым моральным ударом, который повлияет и на внутреннюю политику Великобритании, и на остальную Европу. Это будет направление центростремительного движения, шаг к краху ЕС", — уверен обозреватель.
Опросы рейтинговых агентств и СМИ влияют не только на умы британцев и жителей других стран Евросоюза, но даже на курс фунта, который растет, когда становится больше сторонников Brexit, и падает в противном случае. Впрочем, убийство депутата британского парламента, 41-летней лейбористки Джо Кокс остановило агитацию с обеих сторон на минувшей неделе.
"Это событие потрясло общество, потому что британцы не верили, что возможно убийство политика. Им казалось, что такое может произойти разве что в России, Азии или в Африке. Возможно, происшествие несколько сдвинет итог референдума в сторону ЕС, так как Кокс была сторонницей Великобритании в Евросоюзе, а ее убийца выкрикивал лозунги за выход", — пишет Краутманис.
Но политика граждан Латвии, живущих и работающих в Великобритании, волнует меньше всего. Их беспокоит только одно — не появятся ли после возможного выхода Британии из ЕС ограничения в свободном перемещении рабочей силы. Другой момент понятен уже сейчас — получать пособия по безработице станет гораздо сложнее, а многие латвийские семьи с детьми уезжали в Великобританию именно по этой причине. Они знали, что в Туманном Альбионе их ждет материальная поддержка от государства и бесплатное жилье.
Но даже если Великобритания останется в Евросоюзе, положение латвийских гастарбайтеров все-равно может ухудшиться — британцы потребуют для себя в ЕС особое положение и право не подчиняться советам Брюсселя.
"Латвийская политическая элита о референдуме рассуждает вокруг да около, изрекает всякую лирику о ценностях и безопасности, но ей и впрямь есть чего опасаться. Выход Великобритании из ЕС может угрожать нынешней комфортной жизни латвийских правых. В Латвии не случается широкомасштабных демонстраций, забастовки коротки и символичны только потому, что попавшая в отчаянное положение и бедность часть общества не организуется и не выходит на улицы, а покупает билет в один конец в аэропорт Станстед. Возможность уехать в Британию — как вентиль на паровом котле, через который критическая масса людей, которые могли бы начать протестовать, утекает из Латвии. Конечно, в Европе есть и другие страны, но Великобритания — самая популярная, потому что туда отправиться проще всего — на немецком, фламандском или норвежском мало кто говорит, а вот английский знают многие, особенно молодежь, да и безработицы там почти нет — только 5%", — подводит итог сказанному Марис Краутманис.
И добавляет, что если в ночь Лиго выяснится, что Англия закрыла двери и выбросила ключ, многие недовольные люди не смогут уехать из страны. Им придется остаться в Латвии, и правящим политическим силам это может выйти боком.