Открытие Латвийского Национального художественного музея вызвало не только интерес публики, но и недовольство русской общины, когда выяснилось, что в постоянной экспозиции нет картин русских художников. Руководитель департамента визуального искусства музея доктор искусствоведения Гинта Герхарде-Упениеце рассказала, что эти полотна теперь экспонируются в Бирже, а также пользуются широким международным спросом, так что в Риге их не всегда можно застать.
Картины, которые в свое время приобрели для музея его первый директор, прославленный остзейский архитектор Вильгельм Нейман, и известный латвийский художник Вильгельм Пурвитис, можно увидеть в нашей фотоленте.
© И.К.АйвазовскийЕще в 1884 году Петербургская Академия художеств принесла в дар Рижской городской картинной галерее полотна именитых русских художников, в том числе полотно Ивана Константиновича Айвазовского "Вид на Золотой Рог. Константинополь". В 1886 году в Риге состоялась персональная выставка Айвазовского. Художник, очарованный Ригой и её творческим духом, подарил городской галерее ещё одну свою замечательную работу — "Закат солнца на море".
1/17
© И.К.Айвазовский
Еще в 1884 году Петербургская Академия художеств принесла в дар Рижской городской картинной галерее полотна именитых русских художников, в том числе полотно Ивана Константиновича Айвазовского "Вид на Золотой Рог. Константинополь". В 1886 году в Риге состоялась персональная выставка Айвазовского. Художник, очарованный Ригой и её творческим духом, подарил городской галерее ещё одну свою замечательную работу — "Закат солнца на море".
© К.П.БрюлловПочётное место в Художественном музее заняли такие шедевры живописи, как портрет Георга фон Клеберга работы Карла Павловича Брюллова (1835 год). Этот портрет, написанный выдающимся живописцем в Риме, был получен Художественной галереей Риги в дар от семьи Клебергов. В Риге находится еще один портрет кисти молодого Брюллова - государственного контролёра Российской империи Александра Агеевича Абаза (1850 год).
2/17
© К.П.Брюллов
Почётное место в Художественном музее заняли такие шедевры живописи, как портрет Георга фон Клеберга работы Карла Павловича Брюллова (1835 год). Этот портрет, написанный выдающимся живописцем в Риме, был получен Художественной галереей Риги в дар от семьи Клебергов. В Риге находится еще один портрет кисти молодого Брюллова - государственного контролёра Российской империи Александра Агеевича Абаза (1850 год).
© О.А.КипренскийПолотно Ореста Кипренского "Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду" (1802 года) - первая серьёзная дебютная работа мастера, написанная им во время учебы в Петербургской Академии художеств.
3/17
© О.А.Кипренский
Полотно Ореста Кипренского "Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду" (1802 года) - первая серьёзная дебютная работа мастера, написанная им во время учебы в Петербургской Академии художеств.
© И.И.ЛевитанЛевитан Исаак Ильич, "Рожь".
4/17
© И.И.Левитан
Левитан Исаак Ильич, "Рожь".
© И.И.ЛевитанКартины Исаака Ильича Левитана "Рожь" и "Осенний пейзаж" написаны им в 1880-е годы. В 1900 году в Риге состоялась выставка русских художников, в которой Левитан, высоко ценивший этот город, участвовал.
5/17
© И.И.Левитан
Картины Исаака Ильича Левитана "Рожь" и "Осенний пейзаж" написаны им в 1880-е годы. В 1900 году в Риге состоялась выставка русских художников, в которой Левитан, высоко ценивший этот город, участвовал.
© И.И.Левитан"Пейзаж с поездом" был приобретён кураторами Рижской картинной галереи уже после посмертной выставки Левитана в 1901 году.
6/17
© И.И.Левитан
"Пейзаж с поездом" был приобретён кураторами Рижской картинной галереи уже после посмертной выставки Левитана в 1901 году.
© Н.И.КасаткинКартина русского живописца-реалиста Николая Алексеевича Касаткина "В коридоре окружного суда" (1897)была куплена рижанами в 1897 году в ходе 25-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок.
7/17
© Н.И.Касаткин
Картина русского живописца-реалиста Николая Алексеевича Касаткина "В коридоре окружного суда" (1897)была куплена рижанами в 1897 году в ходе 25-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок.
© С.А.ВиноградовКогда новым директором Художественного музея в межвоенной Латвии стал Вильгельм Пурвитис(1919-1940), в экспозицию попали картины Сергея Арсеньевича Виноградова, художника, связавшего свою жизнь с Латвией после 1923 года: "Латгальский пейзаж. Шоссе" (1925) и "Утро (И.К.Войцеховская)".
8/17
© С.А.Виноградов
Когда новым директором Художественного музея в межвоенной Латвии стал Вильгельм Пурвитис(1919-1940), в экспозицию попали картины Сергея Арсеньевича Виноградова, художника, связавшего свою жизнь с Латвией после 1923 года: "Латгальский пейзаж. Шоссе" (1925) и "Утро (И.К.Войцеховская)".
© С.А.ВиноградовДругие работы Виноградова, созданные им на рубеже 1920—1930-х годов: "Псково-Печерский монастырь. Звонница. Колокола Успенского кафедрального собора", "Печоры. Монастырь" и "Древние стены. Псково-Печерский монастырь" — пропали из Риги бесследно. Возможно, они были захвачены нацистами или их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
9/17
© С.А.Виноградов
Другие работы Виноградова, созданные им на рубеже 1920—1930-х годов: "Псково-Печерский монастырь. Звонница. Колокола Успенского кафедрального собора", "Печоры. Монастырь" и "Древние стены. Псково-Печерский монастырь" — пропали из Риги бесследно. Возможно, они были захвачены нацистами или их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
© С.А.ВиноградовВ середине 1930-х годов Виноградов, обратившись к пейзажной живописи, создаёт новаторское полотно "Жаркий день", но его тоже не найти в экспозиции отреставрированного музея.
10/17
© С.А.Виноградов
В середине 1930-х годов Виноградов, обратившись к пейзажной живописи, создаёт новаторское полотно "Жаркий день", но его тоже не найти в экспозиции отреставрированного музея.
© Н.П.Богданов-БельскийВильгельм Пурвитис приложил усилия для того, чтобы картины Николая Петровича Богданова-Бельского и других рижских русских авторов оказались в постоянной экспозиции.
11/17
© Н.П.Богданов-Бельский
Вильгельм Пурвитис приложил усилия для того, чтобы картины Николая Петровича Богданова-Бельского и других рижских русских авторов оказались в постоянной экспозиции.
© Н.П. Богданов-БельскийНиколай Петрович Богданов-Бельский, "Кондрашка".
12/17
© Н.П. Богданов-Бельский
Николай Петрович Богданов-Бельский, "Кондрашка".
© А.К.СаврасовВильгельм Пурвитис был поклонником и русского искусства, и закупал на выставках наиболее значимые и яркие полотна: например, "Пейзаж с рекой и рыбаком" Алексея Кондратьевича Саврасова (1859), новаторский для художника.
13/17
© А.К.Саврасов
Вильгельм Пурвитис был поклонником и русского искусства, и закупал на выставках наиболее значимые и яркие полотна: например, "Пейзаж с рекой и рыбаком" Алексея Кондратьевича Саврасова (1859), новаторский для художника.
© И.Е.РепинВ 1945 году музей получил новое название "Государственный музей латышского и русского искусства ЛССР". Именно в ранний советский период (примерно до середины 1960-х) сформировалась основная часть русской коллекции. Cоветское правительство передало в музей шедевры, приобретенные закупочными комиссиями Москвы и Ленинграда, в том числе "Украинка" Ильи Репина (1876).
14/17
© И.Е.Репин
В 1945 году музей получил новое название "Государственный музей латышского и русского искусства ЛССР". Именно в ранний советский период (примерно до середины 1960-х) сформировалась основная часть русской коллекции. Cоветское правительство передало в музей шедевры, приобретенные закупочными комиссиями Москвы и Ленинграда, в том числе "Украинка" Ильи Репина (1876).
© В.Г. ПеровВасилий Григорьевич Перов, "Портрет Николая Ланина". Эта картина также попала в музей в советский период.
15/17
© В.Г. Перов
Василий Григорьевич Перов, "Портрет Николая Ланина". Эта картина также попала в музей в советский период.
© В.И. СуриковВасилий Иванович Суриков, "Портрет Е.Н. Сабашниковой".
16/17
© В.И. Суриков
Василий Иванович Суриков, "Портрет Е.Н. Сабашниковой".
© К.С. Петров-ВодкинОчень любил Ригу и неоднократно бывал в ней Кузьма Сергеевич Петров-Водкин; в конце июля 1924 года по дороге во Францию он с семьёй остановился в Риге на две недели и прочитал цикл лекций о перспективах современной живописи.
17/17
© К.С. Петров-Водкин
Очень любил Ригу и неоднократно бывал в ней Кузьма Сергеевич Петров-Водкин; в конце июля 1924 года по дороге во Францию он с семьёй остановился в Риге на две недели и прочитал цикл лекций о перспективах современной живописи.