Открытие Латвийского Национального художественного музея вызвало не только интерес публики, но и недовольство русской общины, когда выяснилось, что в постоянной экспозиции нет картин русских художников. Руководитель департамента визуального искусства музея доктор искусствоведения Гинта Герхарде-Упениеце рассказала, что эти полотна теперь экспонируются в Бирже, а также пользуются широким международным спросом, так что в Риге их не всегда можно застать.
Картины, которые в свое время приобрели для музея его первый директор, прославленный остзейский архитектор Вильгельм Нейман, и известный латвийский художник Вильгельм Пурвитис, можно увидеть в нашей фотоленте.
© И.К.АйвазовскийЕще в 1884 году Петербургская Академия художеств принесла в дар Рижской городской картинной галерее полотна именитых русских художников, в том числе полотно Ивана Константиновича Айвазовского "Вид на Золотой Рог. Константинополь". В 1886 году в Риге состоялась персональная выставка Айвазовского. Художник, очарованный Ригой и её творческим духом, подарил городской галерее ещё одну свою замечательную работу — "Закат солнца на море".
![Иван Константинович Айвазовский, Закат солнца на море (1848) Иван Константинович Айвазовский, Закат солнца на море (1848) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/192/00/1920033_0:0:1000:636_600x0_80_0_1_80d114b8e0af1264af0281c09b196187.jpg)
1/17
© И.К.Айвазовский
Еще в 1884 году Петербургская Академия художеств принесла в дар Рижской городской картинной галерее полотна именитых русских художников, в том числе полотно Ивана Константиновича Айвазовского "Вид на Золотой Рог. Константинополь". В 1886 году в Риге состоялась персональная выставка Айвазовского. Художник, очарованный Ригой и её творческим духом, подарил городской галерее ещё одну свою замечательную работу — "Закат солнца на море".
© К.П.БрюлловПочётное место в Художественном музее заняли такие шедевры живописи, как портрет Георга фон Клеберга работы Карла Павловича Брюллова (1835 год). Этот портрет, написанный выдающимся живописцем в Риме, был получен Художественной галереей Риги в дар от семьи Клебергов. В Риге находится еще один портрет кисти молодого Брюллова - государственного контролёра Российской империи Александра Агеевича Абаза (1850 год).
![Карл Павлович Брюллов, Портрет Александра Абаза (1850) Карл Павлович Брюллов, Портрет Александра Абаза (1850) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/192/05/1920549_0:0:818:1000_600x0_80_0_1_f16441a468bb353d2b4e46a67e042a7e.jpg)
2/17
© К.П.Брюллов
Почётное место в Художественном музее заняли такие шедевры живописи, как портрет Георга фон Клеберга работы Карла Павловича Брюллова (1835 год). Этот портрет, написанный выдающимся живописцем в Риме, был получен Художественной галереей Риги в дар от семьи Клебергов. В Риге находится еще один портрет кисти молодого Брюллова - государственного контролёра Российской империи Александра Агеевича Абаза (1850 год).
© О.А.КипренскийПолотно Ореста Кипренского "Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду" (1802 года) - первая серьёзная дебютная работа мастера, написанная им во время учебы в Петербургской Академии художеств.
![Орест Адамович Кипренский, Юпитер и Меркурий (1802) Орест Адамович Кипренский, Юпитер и Меркурий (1802) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/192/06/1920642_0:0:819:1000_600x0_80_0_1_1a54580fbc51c255abd0453735591aeb.jpg)
3/17
© О.А.Кипренский
Полотно Ореста Кипренского "Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду" (1802 года) - первая серьёзная дебютная работа мастера, написанная им во время учебы в Петербургской Академии художеств.
© И.И.ЛевитанЛевитан Исаак Ильич, "Рожь".
![Левитан Исаак Ильич Рожь (1880-е) Левитан Исаак Ильич Рожь (1880-е) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/193/28/1932831_0:0:2000:1332_600x0_80_0_1_c2347b3ec0e871630609c843697e91f5.jpg)
4/17
© И.И.Левитан
Левитан Исаак Ильич, "Рожь".
© И.И.ЛевитанКартины Исаака Ильича Левитана "Рожь" и "Осенний пейзаж" написаны им в 1880-е годы. В 1900 году в Риге состоялась выставка русских художников, в которой Левитан, высоко ценивший этот город, участвовал.
![Исаак Ильич Левитан Осенний пейзаж (1880-е) Исаак Ильич Левитан Осенний пейзаж (1880-е) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/193/30/1933046_0:0:2000:1479_600x0_80_0_1_a408e9077bb690f0d16d3c06dc48405f.jpg)
5/17
© И.И.Левитан
Картины Исаака Ильича Левитана "Рожь" и "Осенний пейзаж" написаны им в 1880-е годы. В 1900 году в Риге состоялась выставка русских художников, в которой Левитан, высоко ценивший этот город, участвовал.
© И.И.Левитан"Пейзаж с поездом" был приобретён кураторами Рижской картинной галереи уже после посмертной выставки Левитана в 1901 году.
![Исаак Ильич Левитан Пейзаж с поездом Исаак Ильич Левитан Пейзаж с поездом - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/193/33/1933310_0:0:1100:817_600x0_80_0_1_6790d68dc05bbe749a19d999859034e3.jpg)
6/17
© И.И.Левитан
"Пейзаж с поездом" был приобретён кураторами Рижской картинной галереи уже после посмертной выставки Левитана в 1901 году.
© Н.И.КасаткинКартина русского живописца-реалиста Николая Алексеевича Касаткина "В коридоре окружного суда" (1897)была куплена рижанами в 1897 году в ходе 25-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок.
![Николай Иванович Касаткин В коридоре окружного суда (1897) Николай Иванович Касаткин В коридоре окружного суда (1897) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/193/36/1933605_0:0:1134:956_600x0_80_0_1_a03adea313959fd2c75a5c685392dab9.jpg)
7/17
© Н.И.Касаткин
Картина русского живописца-реалиста Николая Алексеевича Касаткина "В коридоре окружного суда" (1897)была куплена рижанами в 1897 году в ходе 25-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок.
© С.А.ВиноградовКогда новым директором Художественного музея в межвоенной Латвии стал Вильгельм Пурвитис(1919-1940), в экспозицию попали картины Сергея Арсеньевича Виноградова, художника, связавшего свою жизнь с Латвией после 1923 года: "Латгальский пейзаж. Шоссе" (1925) и "Утро (И.К.Войцеховская)".
![Сергей Арсеньевич Виноградов Латгальский пейзаж. Шоссе (1925) Сергей Арсеньевич Виноградов Латгальский пейзаж. Шоссе (1925) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/193/38/1933861_0:0:1200:1014_600x0_80_0_1_b271015c84638c7909539478412c22cf.jpg)
8/17
© С.А.Виноградов
Когда новым директором Художественного музея в межвоенной Латвии стал Вильгельм Пурвитис(1919-1940), в экспозицию попали картины Сергея Арсеньевича Виноградова, художника, связавшего свою жизнь с Латвией после 1923 года: "Латгальский пейзаж. Шоссе" (1925) и "Утро (И.К.Войцеховская)".
© С.А.ВиноградовДругие работы Виноградова, созданные им на рубеже 1920—1930-х годов: "Псково-Печерский монастырь. Звонница. Колокола Успенского кафедрального собора", "Печоры. Монастырь" и "Древние стены. Псково-Печерский монастырь" — пропали из Риги бесследно. Возможно, они были захвачены нацистами или их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
![Сергей Арсеньевич Виноградов Утро (И.К.Войцеховская) (1925) Сергей Арсеньевич Виноградов Утро (И.К.Войцеховская) (1925) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/193/40/1934008_0:0:800:1122_600x0_80_0_1_4ac069778ff8e48204b31e6fddf4198f.jpg)
9/17
© С.А.Виноградов
Другие работы Виноградова, созданные им на рубеже 1920—1930-х годов: "Псково-Печерский монастырь. Звонница. Колокола Успенского кафедрального собора", "Печоры. Монастырь" и "Древние стены. Псково-Печерский монастырь" — пропали из Риги бесследно. Возможно, они были захвачены нацистами или их пособниками в годы Великой Отечественной войны.
© С.А.ВиноградовВ середине 1930-х годов Виноградов, обратившись к пейзажной живописи, создаёт новаторское полотно "Жаркий день", но его тоже не найти в экспозиции отреставрированного музея.
![Сергей Арсеньевич Виноградов Жаркий день Сергей Арсеньевич Виноградов Жаркий день - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/193/46/1934623_0:0:800:637_600x0_80_0_1_06a42b2325a9fb418c92cbeccc44e992.jpg)
10/17
© С.А.Виноградов
В середине 1930-х годов Виноградов, обратившись к пейзажной живописи, создаёт новаторское полотно "Жаркий день", но его тоже не найти в экспозиции отреставрированного музея.
© Н.П.Богданов-БельскийВильгельм Пурвитис приложил усилия для того, чтобы картины Николая Петровича Богданова-Бельского и других рижских русских авторов оказались в постоянной экспозиции.
![Николай Петрович Богданов-Бельский Деревенские мальчики Николай Петрович Богданов-Бельский Деревенские мальчики - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/193/77/1937709_0:0:785:1000_600x0_80_0_1_123a08496ccad16704ffa59998440719.jpg)
11/17
© Н.П.Богданов-Бельский
Вильгельм Пурвитис приложил усилия для того, чтобы картины Николая Петровича Богданова-Бельского и других рижских русских авторов оказались в постоянной экспозиции.
© Н.П. Богданов-БельскийНиколай Петрович Богданов-Бельский, "Кондрашка".
![Николай Петрович Богданов-Бельский Кондрашка Николай Петрович Богданов-Бельский Кондрашка - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/193/78/1937804_0:0:814:1000_600x0_80_0_1_8887b1aa2e640e87ea47f1ce74715173.jpg)
12/17
© Н.П. Богданов-Бельский
Николай Петрович Богданов-Бельский, "Кондрашка".
© А.К.СаврасовВильгельм Пурвитис был поклонником и русского искусства, и закупал на выставках наиболее значимые и яркие полотна: например, "Пейзаж с рекой и рыбаком" Алексея Кондратьевича Саврасова (1859), новаторский для художника.
![Алексей Кондратьевич Саврасов Пейзаж с рекой и рыбаком (1859) Алексей Кондратьевич Саврасов Пейзаж с рекой и рыбаком (1859) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/193/79/1937918_0:0:1000:716_600x0_80_0_1_eb4deca5e152c1b780cbff7a5fcacb0b.jpg)
13/17
© А.К.Саврасов
Вильгельм Пурвитис был поклонником и русского искусства, и закупал на выставках наиболее значимые и яркие полотна: например, "Пейзаж с рекой и рыбаком" Алексея Кондратьевича Саврасова (1859), новаторский для художника.
© И.Е.РепинВ 1945 году музей получил новое название "Государственный музей латышского и русского искусства ЛССР". Именно в ранний советский период (примерно до середины 1960-х) сформировалась основная часть русской коллекции. Cоветское правительство передало в музей шедевры, приобретенные закупочными комиссиями Москвы и Ленинграда, в том числе "Украинка" Ильи Репина (1876).
![Илья Ефимович Репин Украинка (1876) Илья Ефимович Репин Украинка (1876) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/194/09/1940956_0:0:800:1000_600x0_80_0_1_119afa8bba691bcef357bdf2b72db6ab.jpg)
14/17
© И.Е.Репин
В 1945 году музей получил новое название "Государственный музей латышского и русского искусства ЛССР". Именно в ранний советский период (примерно до середины 1960-х) сформировалась основная часть русской коллекции. Cоветское правительство передало в музей шедевры, приобретенные закупочными комиссиями Москвы и Ленинграда, в том числе "Украинка" Ильи Репина (1876).
© В.Г. ПеровВасилий Григорьевич Перов, "Портрет Николая Ланина". Эта картина также попала в музей в советский период.
![Василий Григорьевич Перов Портрет Николая Ланина (1869) Василий Григорьевич Перов Портрет Николая Ланина (1869) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/194/10/1941033_0:0:772:1024_600x0_80_0_1_84d8308acd2b4a4d12114876cf108ffd.jpg)
15/17
© В.Г. Перов
Василий Григорьевич Перов, "Портрет Николая Ланина". Эта картина также попала в музей в советский период.
© В.И. СуриковВасилий Иванович Суриков, "Портрет Е.Н. Сабашниковой".
![Василий Иванович Суриков, Портрет Е.Н. Сабашниковой (1907) Василий Иванович Суриков, Портрет Е.Н. Сабашниковой (1907) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/194/11/1941114_0:0:737:1000_600x0_80_0_1_c61ccedaeb28ca130ad009dbc732ec4b.jpg)
16/17
© В.И. Суриков
Василий Иванович Суриков, "Портрет Е.Н. Сабашниковой".
© К.С. Петров-ВодкинОчень любил Ригу и неоднократно бывал в ней Кузьма Сергеевич Петров-Водкин; в конце июля 1924 года по дороге во Францию он с семьёй остановился в Риге на две недели и прочитал цикл лекций о перспективах современной живописи.
![Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Вася (ок 1920) Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Вася (ок 1920) - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/194/11/1941193_0:0:1047:700_600x0_80_0_1_d99962c4d8cf937c7927a5fcf7f1dbb5.jpg)
17/17
© К.С. Петров-Водкин
Очень любил Ригу и неоднократно бывал в ней Кузьма Сергеевич Петров-Водкин; в конце июля 1924 года по дороге во Францию он с семьёй остановился в Риге на две недели и прочитал цикл лекций о перспективах современной живописи.