День России празднуется 12 июня. С 1992 по 2002 год праздник назывался "День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации". Впрочем, народ зовёт его хоть и неофициально, но куда как более точно — "День независимости России", отмечает Ростислав Ищенко.
Парад суверенитетов
Надо сказать, что в деле провозглашения независимости РСФСР опередили только прибалтийские страны, оформившие акты восстановления своей предвоенной государственности в марте-мае 1990 года. Российская декларация была принята в июне 1990 года. Остальные республики оформили свой суверенитет в 1991 году, когда окончательно стало ясно, что Союзу не жить.
При этом местные элиты, продвигая собственные декларации независимости, не особенно поддерживаемые населением, которое в том же 1991 году массово высказалось на референдуме за сохранение СССР, ссылались на российский пример.
Обманывали, конечно. Но народ верил. Как верил в то, что если в каждой республике оставлять то, что она производит, то уровень жизни пойдет в гору. Верили в это и в России. Народ не то чтобы очень поддерживал идею российской суверенности, но и против нее не выступал. Господствовало мнение, что если "перестать кормить республики", то уровень жизни в России резко поднимется.
На первом этапе суверенизации эта наивная вера не оправдалась ни в одной из постсоветских стран.
Но после 2000 года Россия и Казахстан оказались единственными постсоветскими странами, материальное благополучие которых, по сравнению с СССР, действительно возросло. В России, с учетом опережающего развития инфраструктуры, это особенно заметно.
Но это благополучие далось очень непросто, и стоило не один миллион жизней бывших советских, в том числе и российских граждан, преждевременно покинувших наш мир. Депопуляция в России, начавшись в 1994 году, была остановлена только в 2011 году.
Колбасный аргумент
Итак, первые три результата суверенизации России, которые мы можем выделить:
- Предоставление элитам союзных республик дополнительной аргументации в пользу развала СССР.
- Сложный двадцатилетний переходный период, стоивший экономической разрухи и таких демографических потерь, что они не восполнены ни естественным приростом, ни миграцией русских (и нерусских тоже) из бывших союзных республик, ни даже возвращением Крыма и Севастополя, разово принесшим в 2014 году почти два миллиона новых граждан. В этом году население России всё ещё на два миллиона меньше, чем было на пике роста в 1993 году, когда оно превышало 148,5 миллиона человек.
- Повышение уровня благосостояния среднестатистического гражданина России, по сравнению со временем СССР. Экономический рост в 2000-е годы, создание к настоящему моменту практически самодостаточной экономики, способной (если понадобится) обеспечить потребности устойчивого развития даже в условиях полной автаркии.
Таким образом, можно констатировать, что тезис сторонников "колбасной суверенизации" о том, что, сбросив республики, Россия заживет хорошо, в какой-то мере реализовался.
Пережив впечатляющие демографические и экономические потери, Россия, несомненно, предлагает наиболее успешный государственный (в том числе и с точки зрения комфорта граждан) проект на постсоветском пространстве.
Армия и границы
Это, однако, далеко не все результаты суверенизации начала 90-х. Давайте попробуем оценить геополитические и военно-стратегические последствия распада СССР.
Мы обнаружим, что утрата республик серьезно снизила уровень военной безопасности России и повысила издержки на поддержание вооруженных сил, способных эффективно защитить территорию страны.
Для охраны собственных границ и поддержания стабильности в дружественных государствах Россия вынуждена держать свои военные базы в Таджикистане и Армении. До выдворения режимом Саакашвили аналогичные базы находились и в Грузии, и были там нелишними.
До возвращения Севастополя и Крыма используемые Черноморским флотом главная база в Севастополе и прочие места базирования в Крыму также находились на чужой территории. Результатом этого были дополнительные расходы на аренду соответствующих баз, а также ограничение возможностей внешнеполитического маневра России в соответствующих регионах.
В определенной мере Россия попадала в зависимость от союзника, на территории которого базировались войска и который получал возможность требовать от Москвы не только регулярных платежей и экономических преференций, но и политической поддержки в любой конфликтной ситуации.
Новые независимые государства, представлявшие в бытность республиками СССР защитный барьер на пути к стратегическим центрам страны, во многих случаях стали плацдармом для подготовки агрессии против России.
Национальный вопрос
Развал Союза повлиял на позицию элит национальных автономий в составе Российской Федерации. В 90-е годы, когда центральная власть в Москве была слаба, редкая национальная автономия не отметилась сепаратистскими планами. Более того, существовали проекты "автономизации" и чисто русских территорий в виде Уральской, Сибирской и прочих республик.
В результате несколько миллионов русских вернулись в Россию, а значит, возникли проблемы их статуса, обустройства, предоставления работы по специальности. Все это требовало дополнительных бюджетных расходов.
Причем данный процесс далеко не закончен. Ситуация на Украине развивается таким образом, что в течение ближайшего года можно ждать новую, более массовую, чем в 2014 году, волну эмиграции в Россию. Речь может идти о нескольких (от трех до десяти миллионов человек) в течение короткого промежутка времени.
Впрочем, миллионы русских остались в национальных республиках. С одной стороны, они служат источником напряжения в соответствующих межгосударственных отношениях.
Некоторые постсоветские страны рассматривают своих оставшихся русских как заложников, при помощи которых можно выдавливать из России уступки.
С другой стороны, бывшие республики СССР продолжают рассматривать их как фактор риска, дающий России право на вмешательство в их внутренние дела.
Собирание земель
Россия объективно стала центром евразийской интеграции, в первую очередь, бывших советских республик. Но если экономические интересы способствуют сближению постсоветских стран, то политические фантомы создают серьезные проблемы.
Поскольку Россия является самой населенной, самой мощной в военном и экономическом плане страной, да к тому же и связующим звеном между бывшими республиками, она не может не играть в процессах интеграции главную роль.
В сухом остатке
В результате суверенизации девяностых Россия обрела относительную цельность, хоть и заплатила за это значительными русскими территориями. Россия была вынуждена затратить большие материальные ресурсы на создание промышленных предприятий, дублирующих те, которые остались в республиках и были уничтожены, перепрофилированы или включены в другие технологические цепочки.
Главное же – резко ухудшилось военно-стратегическое положение страны. Причем возможности его резко улучшить отсутствуют, поскольку общая обстановка не позволяет ни вернуть прямой политический контроль над утраченными территориями (за исключением нескольких уже использованных и еще сохраняющихся потенциальных возможностей), ни выстроить достаточно надежные союзные отношения.
Фактически те ресурсы, которые раньше уходили на "выравнивание" уровней развития союзных республик, сегодня Россия тратит на обеспечение своей военно-стратегической безопасности.
При этом она априори неспособна обеспечить свою безопасность на уровне СССР, поскольку простое разрушение и хаотизация бывших советских республик автоматически приводит к критическому перенапряжению российских ресурсов. Даже попытки такой хаотизации приводят к связыванию значительных сил и средств с минимальным результатом.
В результате в борьбу за изменение глобальной системы Россия вступила в целом ослабленной. При этом решение текущих российских проблем, корнями уходящих в суверенизацию девяностых, возможно только в рамках победы в глобальном противостоянии с США и коллективным Западом.