РИГА, 1 июн — Sputnik. Собака – больше, чем друг человека, она еще и врач, который помогает детям социализироваться в сложной для них среде, преодолеть страх перед публичными выступлениями.
Впервые собаки стали слушать, как им читают, в 1990-е годы в Америке. Использовать собак в качестве "терапевтов" начали гораздо раньше – в 1961 году. Животных привлекали для реабилитации людей с нарушениями психики, а в дальнейшем и для работы с самыми разными патологиями.
По словам Людмилы Амарантовой, руководителя команды "Собаки для жизни", это широко распространенная в Европе практика — в Финляндии, например, собак не успевают тренировать, настолько большая в них потребность.
За два месяца чтения книг собаке — столько длится курс "КниГАВ" — дети становятся более уверенными в себе и избавляются от страха чтения вслух перед классом. Для ребенка важен психологический комфорт, понимание, что его интересно слушать. Смысл таких занятий – побудить мотивацию к чтению, почувствовать уверенность в своих силах. Чаще всего дети боятся допустить ошибку. Собаке же все равно, читает ребенок хорошо или плохо, она не будет делать замечания.
"К нам приходят волонтеры с питомцами. У каждой собаки свой характер. Мы тестируем ее и смотрим — рекомендовать или не рекомендовать для занятий. Мы берем в команду собак, которые уже подходят для этой работы – с совсем недрессированными не работаем", — рассказывает Яна Задорожная, куратор проекта "КниГАВ".
Животное должно быть старше 9 месяцев и иметь базовую подготовку. Если собака достаточно терпеливая, может долго лежать, легко поддается дрессировке и учит трюки: как указать лапой или носом на книжку, перевернуть страничку, то ее включают в обучение.
На детей неизгладимое впечатление производит, когда хвостатый слушатель самостоятельно "выбирает" книгу.
К детям же, по словам Яны, есть только одно требование — они должны уметь читать.
"Важна мотивация к чтению и улучшению уже существующих навыков – мы не учим читать "с нуля". Средний возраст детей — от 6 до 12 лет, после 12 у ребят обычно появляются другие интересы", — поясняет Задорожная.
На волонтерских началах проект был запущен в декабре 2014 года. Индивидуально занимались с малышами два раза в неделю по 20 минут.
По словам Яны, даже невооруженным глазом очень скоро стал виден результат — ребенок раскрепощается, читать в коллективе вслух ему легче.
"В комнате с ребенком находимся только я и собака — даже родителей просят выйти. Собака сама по себе не "работает", она подчиняется моим скрытым командам. Питомец, конечно, выбирает книгу не самостоятельно. Сначала мы проводим беседу с ребенком, чтобы узнать его предпочтения и степень владения техникой чтения. Книга не должна быть слишком сложной, чтобы не вызывать затруднений, стресса. По моей команде собачка "указывает" на книгу, которая больше всего подходит ребенку", — рассказывает Задорожная.
По словам организаторов, на чтения приходят абсолютно разные дети, не всегда с дефектами речи. Прийти на занятия может любой желающий, говорят организаторы. Аналогичные проекты есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Петропавловске-Камчатском, услуги питомцев пользуются популярностью и на постсоветском пространстве, в частности, в странах Балтии.
"Мы смотрим, есть ли у ребенка логопедические нарушения или его просто нужно приобщить к чтению. Работаем с детьми, инвалидами, пожилыми людьми", — говорит Яна. Контакт с домашними животными полезен и учит детей и взрослых добру.