"Кароста" на теле Лиепаи

© Sputnik / Viktor PetrovskiyТюрьма в Каросте, Лиепая
Тюрьма в Каросте, Лиепая - Sputnik Латвия
Подписаться
Сегодня Кароста, что в переводе на русский означает "военный порт", - одна из главных туристических достопримечательностей Лиепаи. Однако в советское время попасть туда могли только военные и специалисты — объект считался режимным, даже секретным.

РИГА, 30 мая — Виктор Петровский. Сегодня в Каросту дорога открыта любому — сюда ходит общественный транспорт, а на машине из центра Лиепаи можно добраться за 10 минут.

Лиепайская дума к бывшему военному городку советского Балтфлота относится с теплотой — из него сделали настоящий туристический объект. Летом в Каросту приезжают туристы из разных стран мира. Особенно востребовано это направление у немцев и скандинавов. Для них бывший "советский военный объект" — настоящая экзотика.

Впрочем, в Каросте мы встречали немало россиян, эстонцев и литовцев — выходцы из бывших советских республик тоже с удовольствием изучают историю недавнего общего прошлого.

Мирный городок

Советская оборонка потребляла значительную часть бюджета страны, на нее не жалели не средств, не сил. Под нужды военных возводились целые города, их обслуживали тысячи заводов, фабрик, миллионы человек были заняты в этой сфере.

В Латвийской ССР на "оборонку" работали крупнейшие предприятия – "Альфа", ВЭФ, "Радиотехника", а военные городки были разбросаны по всей территории страны. В Лиепае базировались подводные лодки Балтийского флота. Здесь же обучали военных водолазов.

Эта традиция, кстати, сохранилась и до сегодняшнего дня – теперь здесь проходят подготовку военные водолазы стран НАТО. Такая вот ирония судьбы.

Для того чтобы попасть в Каросту из центра Лиепаи, необходимо проехать по двум мостам, один из которых – ажурный разводной мост Оскара Калпака, который является техническим памятником. Говорят, что эскиз моста сделал Густав Эйфель.

Бывший военный городок состоит из невзрачных домиков, ровных аллей, здесь все очень просто, незамысловато, по-советски. Дороги в "заплатках" – видно, что их ремонтируют, но не капитально. Раньше на въезде в Каросту стоял КПП.

На улицах прохожих мало. В Каросте, которая по территории занимает треть Лиепаи, в настоящий момент проживает около 8 тысяч человек. Почти все советские военные уехали из Латвии после распада СССР. Технику тоже вывезли в начале 1990-х годов.

Сегодня бывший военный городок – место сугубо мирное. Военные объекты стали туристическими достопримечательностями. В числе самых привлекательных – военная тюрьма, или гауптвахта.

Трое суток ареста

Большое приземистое здание из красного кирпича, во дворе вышка для часового, военный транспорт — все как по-настоящему. Посмотреть на бывшую военную тюрьму приезжают люди со всего мира. Есть смельчаки, которые остаются на ночь — такую услугу здесь тоже предлагают.

А для особенно смелых и любознательных устраивают ночное представление – тот же ночлег, но гости оказываются в роли настоящих заключенных. Чтобы никто не был в обиде, клиенты предварительно подписывают специальное соглашение.

"К высказанным приказам и указаниям участник (мероприятия – ред.) не должен относиться как к личной обиде, а должен принимать правила игры, чтобы хоть немного разузнать режим того времени, в которое он попал; если вы на это не способны, тогда лучше всего подождать остальных участников за пределами Гауптвахты", — говорится в документе.

Военно-морская база с системой укреплений по периметру всего города строилась в Лиепае по указу императора Александра III в течение 16 лет — с 1890 по 1906 годы. Непосредственно здание тюрьмы появилось в 1900 году. Правда, сначала это был госпиталь. Но после революции 1905 года возросла потребность в дополнительных местах заключения, и медицинское учреждение оперативно перепрофилировали под менее гуманные цели.

Состав заключенных здесь менялся так же, как и сама история: сначала сажали революционеров, затем матросов царской армии, немецких военнопленных. Тюрьму активно использовалось в период сталинских репрессий — здесь содержались "враги народа", идущие по печально известной 58-й статье (политические преступления). Точной статистики нет, но по разным данным, в годы репрессий здесь были расстреляны более 150 человек.

Затем тюрьма стала менее строгой — в хрущевское, брежневское и горбачевское время здесь содержались советские военнослужащие, нарушавшие дисциплину, а затем и моряки латвийских Военно-морских сил. Тюрьма проработала до 1997 года, а потом превратилась в исторический музей.

Как о любом подобном объекте, о тюрьме Каросты ходят самые разные легенды. Например, рассказывают следующую историю. В 1944 году немецкий патруль задержал молодого мужчину по подозрению в дезертирстве. Его поместили в 18-ю камеру. Это случилось за две недели до его свадьбы. Вызволить своего суженого попыталась невеста. Чтобы попасть к возлюбленному, она отдала свою честь тюремным охранникам. Однако, когда ее пустили в тюрьму, она узнала, что ее любимого накануне расстреляли. Не выдержав этого горя, девушка покончила с собой. Теперь ее призрак бродит по коридорам тюрьмы — хлопает дверьми и выкручивает лампочки.

Дом с привидениями

Именно эта история, кстати, заинтересовала американских охотников за привидениями. В 2009 году сюда приехали представители Ghost Hunters International, которые с помощью специальной аппаратуры неделю изучали происходящее в тюрьме. В результате было зафиксировано несколько паранормальных явлений. Выводы, сделанные в ходе исследования, были показаны по телеканалу Sci-Fi в США.

Как пишут блогеры, после исследования "охотников за привидениями" тюрьма Каросты была признана одним из самых густонаселенных призраками мест в мире. По этому показателю она лишь немного уступает знаменитой тюрьме Алькатрас в США. Не знаю, так ли это на самом деле, но во время посещения гауптвахты мы никаких призраков не встретили, хотя побывали и в камерах, и даже в карцере. Могу лишь заверить, что внутри здания пахнет сыростью и безнадегой, и долго находиться в этих стенах не хочется.

© Sputnik / Viktor PetrovskiyЗдание военной тюрьмы в Каросте, Лиепая
Здание военной тюрьмы в Каросте, Лиепая - Sputnik Латвия
Здание военной тюрьмы в Каросте, Лиепая

Гид, который проводил для нас экскурсию по зданию тюрьмы, оказался человеком с юмором и хорошим знанием советской истории. С ястребиным носом и грозно встопорщенными усами, в форме советского офицера, он безапелляционно скомандовал нашей группе: "Ра-а-авняйсь!". Тех, кто не послушался, ждал строгий выговор. Дальнейшая экскурсия проходила в том же духе.

Мы маршировали по тюрьме, попутно то выполняя упражнения, которые положено было делать заключенным, то отвечая на каверзные вопросы "конвоира", сыпавшего язвительными замечаниями.

Во время экскурсии было весело, но, полагаю, в реальности заключенным гауптвахты было совсем не до смеха. "Нам бы день простоять, да ночь продержаться", пожалуй, можно смело записать в девиз тех, кто был вынужден проводить в этом здании время не по доброй воле.

Игры гигантов

Как я уже упоминал, история Военного порта началась в конце XIX века. В результате строительства Лиепая оказалась обеспечена мощной крепостью с фортификационными сооружениями, оборонительными валами, защитными каналами, пушечными батареями и подземными ходами.

Однако после разгрома российского флота в Русско-японской войне в 1905 году власти решили, что строительство крепости было стратегической ошибкой. В результате только-только построенные укрепления начали разрушать. Но крепость получилась настолько надежной, что и взрывчатка не помогла. Остатки оборонительных сооружений – так называемые Северные форты, расположенные за пределами жилых массивов военного городка, — сохранились до наших дней.

Огромные куски камней, странные каменные кубы с пустыми глазницами окон и остатками лестничных переходов навалены в кучу вдоль берега моря. Такое ощущение, будто их тут накидали какие-то заигравшиеся великаны – не верится, что такие монументальные сооружения могли быть созданы человеческими руками.

Руины береговых укреплений эффектно вписываются в суровый приморский пейзаж: с одной стороны — зелень густых лесов, с другой – серые волны неспокойного Балтийского моря. Картину довершает одинокий ветряк, почему-то установленный возле развалин и мерно машущий в вышине своими белыми лопастями.

При этом в полуразрушенных помещениях фортов постоянно встречаются следы недавнего пребывания людей – бутылки из-под пива, нецензурные надписи на стенах. Жизнь потихоньку продолжается.

Суровое Балтийское море

Разница между Рижским заливом и Балтийским морем, на котором стоит Лиепая, хорошо заметна. Рижский залив можно назвать этаким декоративным элементом – он довольно спокойный, уютный, безопасный. На Балтийском море ветер сильнее, волны выше. Лиепайские моряки нередко приходили на помощь судам, попавшим в беду. Однажды спасали и российского подводника – правда, тут дело было в том, что у 20-летнего моряка Романа Чумакова с подводной лодки Б-806 заподозрили язву желудка. Он был эвакуирован в Лиепайскую больницу, но опасения медиков не подтвердились, и военнослужащего вскоре выписали.

А в 2010 году дайверы из клуба Sea Baltic обнаружили у берегов Лиепаи останки военного парусника XVIII века "Москва".

"В сентябре 1758 года российская эскадра возвращалась в Кронштадт из канала Зунд, который блокировала совместно со шведским флотом в ожидании возможной попытки прорыва англичан. 21 сентября (по новому стилю) в сильный норд-ост на 66-пушечном линейном корабле "Москва" треснула грот-мачта, а еще через десять дней у острова Готланд штормом были порваны ванты и образовалась течь, — так описывала историю "Москвы" газета "Час". — Несмотря на срубленную мачту и два отданных якоря, "Москва" неуклонно дрейфовала к берегу, вода в трюме все прибывала. В два часа ночи 10 октября корабль оказался на мели. Под утро определили, что крушение произошло в двух кабельтовых (1 кабельтов — 182,88 метра) от берега, на расстоянии четырех миль к северу от Либавы (Лиепаи)".

История "Москвы" трагична. Шлюпки были выведены из строя рухнувшими за борт бушпритом и фок-мачтой. Команде пришлось переправляться на сушу на плотах, оставив на борту все, включая судовые документы.

"12 октября на пустынном побережье удалось раздобыть несколько лодок и перевезти последних остававшихся на борту. На следующий день шторм разломил стоявший на мели корабль на две части. Корма затонула у берега, большое число снаряжения и вооружения, припасов, обломков было выброшено волнами на сушу. Из-за голода и холода в импровизированном лагере ежедневно умирало до 20 человек, а всего в братских могилах среди курляндских дюн похоронили 98 моряков команды "Москвы". На месте братской могилы установили деревянный православный крест", — пишет газета "Час".

Сергей Семенов на дне Балтийского моря – пока еще не было запрета там нырять - Sputnik Латвия
История Балтийского моря стала закрытой книгой
Представление о характере Балтийского моря можно получить, и прогулявшись по Северному молу. Этот гигантский волнорез, длина которого составляет почти 2 километра, а ширина – более 7 метров, защищает Лиепайский порт от штормов и песчаных наносов. Он был построен тогда же, когда и Северные форты – в конце 19-го века. Вдоль всей северной стороны мола беспорядочными грудами навалены специальные волноломы – конусовидные куски бетона, которые смягчают ударную силу волн. Многие из них море уже сильно повредило или вообще разломало.

В ветреную погоду по молу можно идти, только согнувшись в три погибели – кажется, что ветер сейчас унесет тебя. А в бурю к нему лучше вообще не приближаться. Ну, по крайней мере, малоопытным туристам.

Лиепая – город с характером, а Кароста, определенно, его хребет. Мощный, опытный, знавший не только радости, но и печали. Может быть, поэтому "город под липами", как называют Лиепаю, с достоинством справляется с любыми бурями, которые ему приносит История.

Лента новостей
0