Рижский хоккей я любил с детства. В конце 70-х у меня в детской комнате висел портрет Хельмута Балдериса. Да и мои любимые тренеры той эпохи — Тихонов и Юрзинов — работали в рижском "Динамо". И даже в 90-х, после развала СССР, сборная Латвии никогда не была чужой — всегда в 90-е я старался следить за приключениями "Знарка, Ирбе и компании" на мировых первенствах.
Два года спустя мне было также любопытно посмотреть знакомый с детства "прибалтийский хоккей". Но даже по окончании первой стадии чемпионата для меня Латвия — это "команда-загадка". Вот что останется у меня в памяти от московских поединков.
Мерзликин — Масальскис
Во время первого матча со Швецией вратарю швейцарского "Лугано" было тяжко. Свой первый гол Элвис Мерзликин пропустил на третьей минуте первенства от серебряного призера Сочи-2014 — нападающего шведов Луи Эриксона.
"Все, — подумал я тогда — "рассыплются" латвийцы".
Но нет — весь остальной матч Мерзликин был неутомим — он "тащил" все, что возможно, так, что запросто можно было закричать: "Элвис, Элвис!" А в овертайме он не среагировал на бросок шведа Нюквиста — Латвия проиграла, но взяла очко за то, что "дотерпела" до дополнительного времени.
Так и прошел весь турнир для Мерзликина — были потрясающие "спасения ворот", но и досадных промахов было предостаточно.
Не выручил и Эдгарс Масальскис. В матче с Чехией он не слишком внимательно отнесся к буллитам. Чувствовалось, что лучшие дни голкипера тольяттинской "Лады" уже позади.
Береснев и остальные
До последнего матча на турнире сборная Латвии проиграла крупно всего лишь один раз. Это был проигрыш России со счетом 0-4. Все остальные поражения были с минимальным счетом. Не хватало одной шайбы, одной атаки, одного внимательного действия.
В результате латвийцы разделили антирекорд чемпионата со сборной Швейцарии — и та, и другая команда по три раза уступали в дополнительное время. И обе не попали в восьмерку сильнейших.
Именно эта несыгранность, на мой взгляд, и стала причиной всех "напастей" национальной сборной. Отчасти есть и объективные причины: команде не удалось собрать оптимальный состав на чемпионат. Не приехали Спруктс, Карсумс и Ципулис. Но и другие не блистали.
Особенно запомнилось, с какой беспомощностью выполнял штрафной бросок один из моих любимых игроков КХЛ — нападающий нижегородского "Торпедо" Каспарс Даугавиньш. Было такое ощущение, что он боялся, когда наступал на ворота датчан в послематчевой серии буллитов.
Ложка меда
Но есть и приятные моменты. Первое — это победа над Казахстаном со счетом 2:1. Именно этот выигрыш оставил Латвию на следующий чемпионат в числе сильнейших. Убежден: если бы Латвия вылетела, то игры с Кореей, Польшей и Литвой ничего бы не дали развитию местного хоккея.
Самое запоминающееся — это болельщики сборной Латвии. Каждую игру можно было видеть по несколько сотен болельщиков в цветах национальной команды. Их немного жаль — даже при всех недостатках иногда удача просто отворачивалась от сборной, и это не позволило команде войти в число сильнейших. Но даже и сомнений нет в том, что приятные моменты в истории команды еще будут. Дело за малым — привозить на турниры сыгранную команду.