РИГА, 21 апр — Sputnik, Марина Петрова. Латвийские политики решили ужесточить программу получения ВНЖ из соображений "национальной безопасности". Это решение укрепилось спустя полтора года после того, как в силу вступило предложение Национального объединения о повышении потолков по программе ВНЖ в обмен на покупку квартиры.
Новые предложения посыпались как их рога изобилия. Первый вариант — сделать продление вида на жительство платным: каждому, кто уже купил квартиру и "прописался" в Латвии, предлагалось заплатить 10 000 евро. Логика в следующем: в 2014 году, когда поднялся потолок минимальной стоимости недвижимости, за которую можно было просить ВНЖ, в силу вступили также правила о взносе в пользу государства.
Теперь каждый иностранец, который захочет "прописаться" в Латвии, должен не только вложить в жилье минимум 250 000 евро, но и внести в госбюджет сумму, эквивалентную 5% от стоимость объекта.
Депутат от Нацобъединения Эдвин Шноре, а также другие поклонники идеи "10 тысяч евро за продление ВНЖ" увидели в этом дискриминацию инвесторов: получается, те, кто получил ВНЖ до сентября 2014 года ничего бюджету не платили. Непорядок. Значит, пускай платят за продление. Но парламентарии из других партий идею не поддержали.
Не нашла отклика и другая инициатива Шноре — поднять минимальную стоимость жилья с 250 тысяч евро до 300 тысяч. "Вот купит он однокомнатную квартиру. Какой это инвестор? Возможно, он в Москве деньги собирал по знакомым, а там этой суммы не хватило бы, чтобы хоть что-то купить, — сказал политик из Нацобъединения в передаче Rīta panorāma. — Часть этих людей может поддерживать Россию. Они высказываются в духе "Крым — наш". В итоге Латвия становится все более русской, а это несет в себе угрозу. (…) У нас самая большая доля русскоязычного населения среди других стран ЕС. Многие из них сюда едут, поскольку считают, что тут можно не учить местный язык. Все на русском, только валюта различается. Не думаю, что для нас это приемлемая ситуация".
Правда, полное одобрение со стороны слуг народа нашла идея дать правительству право временной приостановки выдачи ВНЖ в обмен на инвестиции из соображений безопасности, но на срок не более чем пять лет.
Еще одно нововведение позволяет влиять на выдачу ВНЖ большему числу компетентных органов: если раньше среди них были Полиция безопасности, Бюро по защите Конституции, Государственная полиция и зарубежные ответственные органы, то сейчас такими полномочиями наделена и военная разведка.
Русский язык на первое время
Вся эта турбулентность нервирует как участников рынка недвижимости, так и самих иностранцев — потенциальных или уже состоявшихся инвесторов. "Очень напрягает (идея про плату за продление ВНЖ). Совсем не хотелось бы платить еще за что-то. В наши планы это совершенно не входило, — говорит Sputnik россиянка Анна, ставшая одной из участниц программы покупки недвижимости в обмен на ВНЖ.
"Когда мы занимались переездом, была совершенно другая геополитическая ситуация, и мы, конечно же, не рассчитывали на дополнительные условия. Совершенно не хочется оказаться в числе каких-то врагов, находясь на территории страны. Мы очень лояльны стране, в которой мы живем. Латвия нам нравится и нам совершенно не хочется быть пешками в этих политических играх", — говорит она.
"Я в детстве очень много времени проводила в Латвии, и мне это очень нравилось. У нас все сложилось и удобно, и приятно, — продолжает наша собеседница. — Я получила ВНЖ в Латвии в 2014 году, купив недвижимость. Успела до 1 сентября 2014, то есть до вступления в силу новых поправок к закону об иммиграции".
Анна признается, что возможность говорить по-русски сыграла большую роль при выборе страны проживания: "Язык — это дополнительный бонус. На первое время широкое использование русского языка в Латвии очень удобно. Но с другой стороны, у меня свободный английский, и если бы мы переехали в любую другую страну, я уверена, мы бы справились".
Однако теперь свое будущее Анна связывает с Латвией, учит латышский, планирует получить постоянный вид на жительство, а будущих детей собирается отдать в латышскую школу, потому что "русскому языку мы научим ребенка сами, а школа и детский сад должны быть латышскими".
Такая разная стабильность
Андрей — тоже гражданин России, который переехал в Латвию и получил ВНЖ в обмен на инвестиции. Учить латышский он только планирует, а к латышским школам настроен без энтузиазма. Но и он связывает свое будущее с Латвией и не считает себя "агентом Кремля".
"Лично мне было не очень комфортно после некоторых событий в нашей стране, которую я очень люблю как свою родину. Но моя главная претензия — к отсутствию политической конкуренции. Сейчас очень модно противопоставлять российскую стабильность тому, что было в страшные, "ужасные и лихие" 90-е. Но тогда политическая и другая конкуренция все-таки была, сейчас ее нет, ни на местном уровне, ни на большом", — говорит он Sputnik.
В Латвии Андрей чувствует себя в Европе: тут и лоукостеры, и супермаркеты с хорошими сырами, и чистота-порядок.
"Латвия очень комфортная страна, очень тихая и спокойная, — продолжает наш собеседник. — Я сам родом из Челябинска, девять лет жил в Москве и, конечно, Рига на их фоне — тихий, спокойный и чистый город. При этом Рига — не деревня, а большой город. Это отличное сочетание. Здесь есть кинотеатры с русскими субтитрами, есть театры, в которых играют на русском языке. Мне бы этого в любой другой стране не хватало бы".
Поскольку работа Андрея связана с языком, возможность общаться на русском он называет основной причиной переезда именно в Латвию.
"Я приехал в Латвию проводить интеллектуальные игры, — признается он. — Я — чемпион мира по игре в "Брейн ринг". Поскольку в таком формате интеллектуальных игр в Риге не было, мне было интересно провести их именно здесь. Рига — самый русскоязычный город ЕС. Латвия — самая русскоязычная страна, как мне кажется. Я немного говорю на испанском и очень люблю Испанию, но работать в этой стране мне было бы немного сложнее".
Никакого дискомфорта из-за национализма Андрей не испытывает, даже наоборот: постоянно приходится объяснять соотечественникам, что несмотря на распространенные мифы, в Латвии со всеми можно говорить по-русски. Что касается инициатив местных политиков и ужесточения правил для иностранцев, то их он всерьез не воспринимает: радикальные 90-е давно закончились.
"Я надеюсь, что не представляю никакой опасности для национальной безопасности Латвии, — продолжает Андрей. — Я не верю, что будут предприняты какие-то уж очень революционные шаги. К тому же, в Латвии есть политическая конкуренция, а у правого блока всегда найдутся оппоненты слева".
Рынок оказался бесстрашным
Не испугались националистов и потенциальные инвесторы — по крайней мере, именно так считает исполнительный директор Латвийской ассоциации недвижимости Ирина Сярки.
"Предложение поднять порог с 250 тысяч до 300 тысяч при том, что он уже был поднят почти в два раза — со 140 тысяч до 250 тысяч не отпугнет богатых клиентов, поскольку уже сейчас для получения ВНЖ надо заплатить много разных пошлин и взносов. Если вы покупаете первый раз недвижимость в Латвии и хотите получить ВНЖ — платите. Есть пошлина за то, что вы вообще покупаете недвижимость и регистрируете ее на свое имя в Земельной книге. Есть налог на недвижимость, причем двух видов: отдельно налог на землю, и отдельно — на строение", — объясняет она Sputnik.
Однако после повышения порога сделок с недвижимостью действительно стало меньше. По данным Ирины Сярки, примерно на 60%. По данным Управления по делам гражданства и миграции Латвии, в 2015 году для получения ВНЖ иностранцы приобрели 273 объекта, а в 2014 (до повышения потолков) их было 2 250. Общий объём инвестиций, связанных с выдачей ВНЖ за первую половину 2015 года, по сравнению с первой половиной 2014 года, упал в 5,8 раз. В первую очередь пострадали центр Риги и Юрмала: в 2015 году количество сделок в новостройках города-курорта сократилось на 72% по сравнению с 2014 годом.
Однако в Ассоциации недвижимости не уверены, что эти сокращения вызваны именно изменениями в латвийском законодательстве. "Существенно снизилось число клиентов из России. Мы думаем, что это связано с рублем. Что касается других республик — Украина, Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, — то количество покупателей из этих стран не изменилось. Из чего мы делаем вывод, что цена для тех, кто хочет приобрести недвижимость в обмен на ВНЖ, не так уж важна. Если бы скачок был со 140 тысяч до миллиона, то об этом можно было бы говорить. Для тех, кто готов вкладывать деньги в европейскую недвижимость, 140 тысяч и 250 тысяч евро, по-видимому, несущественная разница", — говорит она Sputnik.
Еще один позитивный момент — активизация ипотечного кредитования, особенно в Юрмале. "Сейчас появилось очень много покупателей, в том числе и в Юрмале. Нельзя сказать, что Юрмала лежит в руинах. Конечно, нет такой активности, как было два-три года тому назад, но рынок оживает. Тем более, что это сезонный рынок и сейчас как раз начало сезона", — считает Ирина Сярки.