Сегодня, 12 апреля, в Риге установлена мемориальная доска знаменитому Виктору Тихонову, под руководством которого советский хоккей в 1980-е годы достиг пика своего могущества. А в течение почти десяти лет, с 1968 по 1977, он возглавлял рижское "Динамо" – и вытащил команду из полного забвения до четвертого места в чемпионате СССР. Заместитель главного редактора Championat.com Евгений Слюсаренко объясняет, почему именно латвийский период сделал Тихонова тренером.
Памятная табличка открыта по адресу: Базницас, 41/43. Именно там знаменитый специалист жил с 1973 по 1977 годы. История получения этой квартиры сама по себе много говорит о его работе в Латвии.
В документальном фильме 1974 года "Советские хоккеисты" есть несколько кадров, где Тихонов гуляет по Риге вместе с тогдашним тренером ЦСКА Константином Локтевым и что-то ему объясняет.
Тогда вряд ли можно было себе представить, что через считаные сезоны этот молодой человек в шапке-ушанке, только-только дебютировавший со своей командой среди сильнейших клубов страны, станет главным человеком советского хоккея.
Видимо, создатели фильма во главе с легендарным комментатором Николаем Озеровым что-то подозревали уже тогда.
Кто-то скажет, что хоккей в Латвии был и до Тихонова, и будет частично прав. Именно в Риге в 1908 году прошел первый матч по хоккею на территории Российской империи, а с начала 1930-х годов проводился чемпионат страны – когда в СССР эта игра даже не культивировалась.
С другой стороны, эти традиции дотянули только до конца 1950-х, когда рижане вылетели из высшей лиги советского чемпионата. После этого хоккей в республике падал все ниже, докатившись до 15-го места во второй лиге – то есть, третьем по силе эшелоне.
И, скорее всего, если бы не приехавший из Москвы Виктор Тихонов, то словосочетание "латвийский хоккей" смотрелось бы сегодня столь же странно, как и, предположим, литовский хоккей – а, между прочим, в начальные годы тот котировался даже повыше.
"Комнатки маленькие, вмещается всего две койки и стол, все разбито, на весь этаж два туалета, душ на первом этаже. Ну, и до столовой, правда, с хорошим питанием, полтора километра. Это было лучшее, что удалось найти в радиусе 90 км от Риги", – вспоминал Тихонов тренировочную базу команды в его первые сезоны.
Впрочем, латвийцы перед приглашением изучили характер второго тренера московского "Динамо" (а Тихонов пять лет работал помощником легендарного Аркадия Чернышева) и были уверены — этот назад не сдаст. Старейший из действующих российских спортивных журналистов Сергей Шмитько, в юности живший с Тихоновым в одном районе, недавно вспоминал на страницах журнала "Физкультура и спорт" историю, врезавшуюся ему в память на всю жизнь.
– Ноябрьские праздники. Уже наступили холода со снегом. На льду в полном одиночестве Тихонов водил шайбу, делая ускорения с места. Даже искоса не посмотрел на меня, второго в этот день человека на стадионе, когда все нормальные люди сидели в эти часы за праздничными столами. Он был предан своему делу. И все остальное, постороннее, не имело для него никакого значения.
Тихонов не хотел уезжать из Риги – даже после приглашения возглавить сборную СССР. До последнего надеялся на совмещение, но разговор с тогдашним главой КГБ Юрием Андроповым не оставил выбора. Его ждали ЦСКА, сборная СССР и мировая слава. Но российский специалист никогда не забывал, кому обязан своим становлением.
"Я стал самим собой, тем тренером, кем являюсь до сих пор, именно в Риге. Это был прекрасный полигон для работы и совершенствования. Мне удалось проверить себя и понять, что я смогу чего-то добиться в хоккее", — часто повторял Тихонов.
Величайший хоккейный тренер ушел из жизни осенью 2014 года – уже, казалось бы, в совсем другую эпоху с другими героями. Сегодня в Риге еще раз доказали, что такие люди остаются вне времени.