Когда в 2014 году некоторые китайские рестораны заменили официантов роботами, казалось, что будущее уже наступило. Дружелюбные механические официанты очень нравились посетителям. К тому же, им не нужно платить жалование — достаточно ставить их на зарядку на ночь, и утром они снова готовы к работе.
Однако сейчас, по сведениям газеты Гонгрен Жибао, из трех ресторанов с официантами-роботами два закрылись, а третий уволил всех роботов, кроме одного.
Официанты-люди не устают жаловаться на своих механических коллег. По их словам, те даже не могли донести до клиента суп, все время проливали его. Навыки роботов оказались очень ограниченными, те не могли принимать заказы или разливать чай. К тому же, механические официанты постоянно ломались.
Робот-официант стоит примерно 50 тысяч юаней (около 7 тысяч евро), еще несколько сотен юаней уходит каждый месяц на электричество и ремонт. Люди, конечно, обходятся работодателю дороже, но у них и навыков больше. Единственное, в чем роботы не знают себе равных — это реклама. Посетителей они привлекают отлично, но официантов все же заменить не могут.
Чжан Юн, заместитель ректора Гуандунского Технологического Университета, объяснил, что роботы прекрасно повышают производительность труда на производстве, где нужно все время повторять одни и те же движения, но они не подходят для тех областей, где нужно общаться с людьми.