РИГА, 1 апр — Sputnik. Ситуация с освоением фондов Евросоюза тревожит, но риск, что до 2020 года доступные средства не будут освоены, пока невелик, считает директор департамента стратегии еврофондов Министерства финансов Эдгарс Шадрис.
Напомним, европейским финансированием Латвия пользуется с момента вступления в ЕС. Так, с 2007 по 2013 годы Латвии было выделено примерно 4,53 млрд евро (или 3,18 млрд латов). Почти 4,5 миллиарда на развитие инфраструктуры, энергоэффективности и многие другие цели Латвия получила от Евросоюза на 2014-2020 годы.
По некоторым программам уже начаты выплаты, но в большинстве случаев не согласованы даже правила Кабинета министров, — непременное условие перед стартом каждого проекта с европейским финансированием.
Сегодня Латвия из текущего периода планирования освоила 12,5% средств, или свыше 500 млн евро.
Оппозиционные самоуправления на голодном пайке
Бывший журналист, депутат Европарламента Андрей Мамыкин специально для Sputnik рассказал о причинах неудач.
"Проблема не нова, мы не успеваем осваивать еврофонды весь 11-летний период членства Латвии в ЕС. Последние два-три года на критическом уровне.
Во-первых, препятствием является сложная процедура оформления документации. Очень многие предприниматели, государственные структуры, муниципалитеты, самоуправленияВ Латвии не знакомы с требованиями Еврокомиссии к оформлению документов — и это объективная причина, делится мыслями Мамыкин.
Второй и субъективной причиной он считает то, что финансы поступают централизованно, в основном в министерство экономики, то есть в правительство. А правящая коалиция очень ревниво относится к тому, каким самоуправлениям эти деньги стоит выделять, а каким нет.
"Формально это нигде не прописано, но фактически, если в большом или маленьком городе у власти оппозиционная партия, правительство нередко выделяет ему куда меньше денег либо не выделяет вовсе.
Даже местные самоуправления, готовые предоставить собственное софинансирование, получают отказ, при том, что речь идёт об инфраструктуре, строительстве дорог и путепроводов, об образовательных проектах, семинарах и т.д. Правительство вставляет палки в колёса "чужим" самоуправлениям", пояснил он.
Евродепутат также назвал общую для всех стран-участниц ЕС проблему: консалтинговые компании, набившие руку на оформлении документов, берут за работу немалое вознаграждение, достигающее 20% от общей суммы проекта.
Многие бизнесмены подсчитывают целесообразность получения европейского софинансирования и отказываются от него, ведь до них доходит гораздо меньше средств, чем они рассчитывали, рассказал он.
"В прошлом году не было освоено 48% возможного европейского финансирования, то есть каждый второй евро, который мы могли получить, мы взять не смогли", — сетует политик.
Председатель правления АО "Дзинтарс", доктор экономики Илья Герчиков видит несколько другие тенденции. По его словам, евроденьги действительно получить не просто.
"Довольно успешно используют еврофонды сельхозработники — на 98%. Почему не используют остальные, сказать сложно, но каждый фонд отличает чёткое целевое назначение. Это может быть здравоохранение и строительство дорог, и конкретно ваш проект может не подходить под эти цели", пояснил он.
Герчиков также напомнил о существовании проектов освоения дорог или утепления зданий: "К примеру, Вы владелец здания, где все квартиры приватизированы — в этой ситуации по вопросу утепления Вам придётся договориться с каждым», рассказал доктор экономики.
Подводные камни еврофинансирования
Не стоит забывать и о других подводных камнях еврофинансирования. Финансы выделяются на конкретные проекты, значит, инвестор рано или поздно потребует отчёта.
Как сообщал сайт criminal.lv, в прошлом году почти 12 млн. евро из еврофондов растворились в руках мошенников. Это сумма фигурирует в начатых по этому поводу уголовных процессах, и с каждым годом таких дел становится больше.
Как заявила в эфире радио Baltkom депутат Европарламента Ивета Григуле, европейские деньги — своего рода наркотик, на который подсажена экономика Латвии.
"С одной стороны, нам дают деньги на инфраструктуру, сельское хозяйство и развитие в целом. С другой, есть огромное количество ограничений. Крестьянин получает деньги на развитие сельского хозяйства, но если он хочет купить трактор, то он должен покупать его в Евросоюзе. Он не может купить в Белоруссии подешевле. И запчасти тоже надо покупать в Европе. Так что деньги возвращаются туда", — указала Григуле.
Её слова подтверждает Илья Герчиков. "Покупка оборудования в Европе является одним из условий. Это естественно, европейцы готовы выделять финансирование, но при этом хотят, чтобы покупали у них. Это их право. Я же не считаю нужным брать финансирование на оборудование в Европе. Корейское оборудование не уступает европейскому, а по цене гораздо дешевле", считает он.
Источники евроденег
Самые крупные финансовые доноры Латвии — это Европейский социальный фонд — Eiropas Sociālais fonds (ESF), Европейский фонд регионального развития — Eiropas Reģionālās attīstības fonds (ERAF) и Фонд Кохезии или фонд выравнивания — Kohēzijas fonds (KF). Ими управляет министерство финансов.
Латвия осваивает также средства из Европейского фонда развития сельского хозяйства — Lauksaimniecības fonds lauku attīstībai (ELFLA) и из Фонда морского промысла и рыболовства — Eiropas Jūrlietu un Zivsaimniecības fonds (EJZF). Этими фондами заведует Министерство земледелия.
Евродепутат Алексей Мамыкин также отмечает, что каждый седьмой евро в бюджете Латвии — это помощь Европейского союза.
"Мы отсталая и очень зависимая в финансовом отношении от ЕС страна и находимся на финансовом буксире. Испытывая такую финансовую зависимость после кризиса, мы рассчитываем на эти деньги и вносим их в госбюджет. Но все деньги освоить не удаётся, и это означает, что самоуправления и муниципалитеты недополучают финансирования. Траты и расходы есть, а пополнить статью доходы нечем. Это грозит финансовой нестабильностью в стране", заявил он.