РИГА, 1 апр — Sputnik. Цены на горючее в феврале-марте 2016 года начали повышаться по сравнению с прошлым годом, когда стоимость топлива оставалась самой низкой за последние годы, рассказал агентству LETA эксперт предприятия по торговле горючим "Вирши-А" Арнис Андрианов.
С января 2016 года цены на нефть на бирже выросли примерно на 20%, на дизтопливо — примерно на 60 долларов США за тонну, на бензин — примерно на 90 долларов за тонну. В результате в марте цены на топливо выросли и на латвийских автозаправочных станциях.
По словам эксперта, прогнозировать, как будет развиваться ситуация на рынке горючего в 2016 году, довольно сложно, отметив, что на латвийском рынке горючего произошли изменения в сторону повышения цен. Адрианов напомнил, что 2015 год начался с роста цен на бирже, а в середине года произошло их значительное снижение, продолжавшееся вплоть до начала 2016 года.
Сравнение цен на латвийском рынке горючего с другими странами Балтии показывает, что существенной разницы в ценах на топливо в Латвии и Литве не наблюдается, а в Эстонии с повышением ставки акцизного налога на горючее в феврале розничная цена дизтоплива поднялась примерно на 10 центов за литр по сравнению с ценами на него в Латвии и Литве.
В новом году — новые поборы
Ранее Sputnik писал о том, что цены на автомобильное топливо в Латвии в этом году подскочили на несколько евроцентов.
Из-за образовавшейся разницы в ценах со странами-соседями снова стал развиваться топливный туризм, когда жители приграничных районов предпочитают за рубежом покупать не сувениры, а бензин и дизель.
Рост цен на горючее в Латвии связывают с повышением акцизного налога на бензин, дизельное топливо и автогаз. С 1 января акциз на бензин вырос с 411,21 евро до 436 евро за тысячу литров. А налог на дизельное топливо — с 332,95 до 341 евро за тысячу литров.
Благодаря этим изменениям, по расчетам Министерства финансов Латвии, в 2016 году казна получит дополнительно около 12,5 миллиона евро. Для водителей это означает потерю примерно трех евроцентов с литра бензина и около евроцента с дизеля.
При этом структура налогов в балтийских государствах одинаковая, но из литовского и эстонского акцизного налога значительная часть средств идет в дорожный фонд (в Эстонии — 80%). В Латвии же дорожный фонд был отменен. Напрямую на оплату дорожных работ идет лишь транспортный налог, который взимается с транспортных средств при техосмотре.
Самая высокая цена на бензин была зафиксирована в Латвии в 2013 году, когда 98-й бензин стоил 1,49 Ls или 2,12 EUR.