РИГА, 17 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Производство в Латвии попало в категорию "рискованный бизнес" из-за постоянного повышения налогов и нежелания государства создавать условия для развития бизнеса. По мнению председателя правления компании Dzintars, доктора экономики Ильи Герчикова, производству не только в маленькой Латвии, но вообще в ЕС, приходится с каждым месяцем все тяжелее.
Это показательно, так как компания — одна из очень немногих в стране, которая и производство сохранила, и бренд не продала западным концернам. О ней знают во многих странах. А как тогда быть с менее известными и крепкими предприятиями?
В ЕС перепроизводство всего
"Вопрос "Как живется производителю в Латвии?" не совсем верный, — говорит Илья Герчиков. — Как живется производителю в ЕС — и вообще в мире? ЕС — это объединение крупных сильных стран, которые потом начали подтягивать к себе другие, которые стали донорами дешевой рабсилы и покупателями продукции "грандов".
"Сейчас дикое перепроизводство всего! Рынки всего мира перенасыщены. Несложно догадаться, каково в этом мире приходится производителю из небольшой страны, который экспортирует товар. Зарабатывают не производители, а банки и торговцы", — говорит он.
Государству в стране важно создать условия для развития бизнеса: чтобы сохранялись свои бренды и создавались рабочие места. "Но у нас всем правят крупные торговые сети, супермаркеты, выкручивающие руки местным производителям. Сейчас вообще в ЕС все меньше маленьких фирменных магазинов, но больше супер-гипермаркетов. И чем активнее фирмы со своим товаром уходят под крышу этих супер-гипер, тем самим производителям хуже", — считает Герчиков.
Он рассказывает, что делал все, чтобы открывалось больше фирменных небольших магазинов Dzintars. Теперь, имея собственные точки продаж, компания сама регулирует цены на свою продукцию, отвечает за качество, и общается непосредственно с покупателем.
"Рынок подразумевает покупателя, а страна с начала 1990-х потеряла миллион населения, — размышляет Герчиков. — Ситуация усугубилась после вступления в ЕС, куда стали уезжать и из Литвы, и из Эстонии, и из других мест".
"Скажете, государство должно финансово помогать производителям? Бросьте! У нас бюджет не собирают который год. Откуда возьмутся деньги на субсидии?" — говорит он.
Проломить окно — из Европы
"Производитель, когда у него, конечно, есть возможность, рвется на другие рынки. Так исторически сложилось, что продукцию Dzintars давно уважают. Нам важно было удержаться, не потерять качество. Сейчас в мире косметическая отрасль заходит в тупик. Я говорю о самых больших и раскрученных мировых брендах. Они в свое время стали ради экономии заменять натуральные ингредиенты синтетическими. И люди, после восьми лет использования такой косметики, начали замечать: кожа сохнет, словно пергаментная. А мы как работали с натуральными компонентами, так и продолжаем: нет силикона, а есть натуральные масла, другие безвредные составляющие", — говорит он.
Нам сейчас приходится большими темпами двигаться на другие рынки, и нас везде проверяют: в Саудовской Аравии, Китае, многих других странах. Зайти на эти рынки исключительно сложно… Одна из причин, почему мы работаем с хорошей прибылью в Латвии, — нет посредников между заводом и покупателем. Можем не ставить огромных наценок.
А вот кого точно могло бы поддержать государство, так это фермеров: чтобы сбывали продукцию без участия супермаркетов, а значит — по более низким ценам, и работали с нормальной прибылью. Когда-то, по моей инициативе, разработали целую программу: помогать фермерам кооперироваться, договариваться с самоуправлениями — предоставлять за более низкие цены торговые места на рынках или еще где-то.
Еще поддержка государства могла идти через банковский сектор в форме доступных кредитов производителям. Но государственные банки уничтожили, оставив лишь коммерческие, а те кредиты не дают вообще никому — боятся. И даже Dzintars у банков попал в категорию "рискованное производство". Хотя у нас нет кризиса на производстве, весь товар уходит — только успевай изготавливать. Но у меня нет возможности взять кредиты, чтобы купить то, из чего товар сделать. А нужные ингредиенты нам приходится покупать в самых разных регионах мира — Индии, Китае, странах Латинской Америки, в Европе (латвийского сырья используем немного — лишь некоторые компоненты), — замечает Илья Герчиков.