РИГА, 16 мар — Sputnik, Владимир Дорофеев. Каждый год в Латвии возле главного памятника страны — памятника Свободы — происходит цирк с элементами спортивного состязания. "Играют" четыре команды: Полицейские (зеленые жилетки), журналисты (оранжевые жилетки), зрители (коих не пускают за полицейское ограждение), и участники шествия, объединяющего различные националистические партии Латвии.
Соревнование пикейных жилетов
Вот уже который год зрителей меньше всего. Мероприятие 16 марта, хоть его и упоминают в прессе чаще, чем праздник 9 мая, с праздником Победы по количеству народа не сравним. Здесь, на пике мероприятия по разным оценкам, собирается от 1000 до 900 человек. Пик мероприятия — это примерно полчаса медленного шествия к монументу. Идти быстрее не получается, 19 еще живых солдатов легиона (им всем за 90 лет) идут черепашьим шагом стариков. Вот в эти полчаса, главный сквер страны заполнен почти наполовину.
Для сравнения — 9 мая собирается почти 300 тысяч человек, то есть в 300 раз больше. И весь парк, и подходы к нему полны людей.
Две "команды", приходящие на мероприятие раньше всех, и покидающие позже всех, соревнуются с друг другом в численности — это полицейские и журналисты. Оранжевые жилетки ярче, зато полицейских больше. Большими ватагами человек по тридцать они стоят у самых неожиданных мест: у респектабельного отеля, у популярной среди молодежи пельменной, у ничем не примечательного дома, соединённого проходным двором с соседним кварталом.
Несколько кинологов с собаками ходят мимо собравшихся, собаки эти натасканы на поиск наркотиков. И любому наркоману, случайно попавшему на это мероприятие, должно быть страшно до зарезу — такого количества полицейских, готовых задерживать и выяснять личность, в Латвии больше нигде не бывает.
Побеждает, хоть и не надолго, всего на полчаса, команда участников шествия. Не все идут возлагать цветы, некоторые смотрят это шоу со стороны. Но вот вам факт: если за пять минут до шествия возле главного памятника собирается от силы сотня-две зрителей, то на полчаса возложения часов их вдруг становится на порядок больше.
С утра, когда я ехал на мероприятие, мне на глаза попалась дама с флажком латвийской республики на лацкане пальто. Таким образом люди в Латвии демонстрирую свой патриотизм в официальные праздники. И поверьте, их немало. Сегодня, увидев флажок на лацкане, я стал считать, сколько же их попадется на пути к памятнику. С восьми утра и до половины одиннадцатого на глаза попалось только 5 флажков.
Что, по моему, ясно говорит об уровне поддержки этой даты среди простых людей. После 10.30 таких людей возле памятника было уже около двух или трех сотен. Учитывая, что в Латвии проживает два миллиона, число полагающих 16 марта днем национальной гордости, не так уж и велико.
Тихий протест
В этом году традиционный протест антифашистов не был особо громким. Рижская дума выделила мм место около Бастионной горки, и разрешила использовать динамики только до 11 часов, то есть до того момента, как легионеры со сподвижниками пошли к памятнику. Через громкоговорители антифашисты читали бесконечные списки детей, погибших в Саласпилском лагере смерти. В их руках были плакаты, с фотографиями узников концлагерей, живых и мертвых.
"От рук Ваффен СС в Латвии погибли сотни тысяч человек, — сказал один из организаторов антифашисткого протеста Иосиф Коррен. — если и устраивать день поминовения, то жителей Латвии погибших от рук этих "солдат", а не памяти палачей".
"Мы зачитываем имена детей, погибших в латвийских гетто — их 16 тысяч. В сороковые года было уничтожено 72 тысячи латвийских евреев, 20 тысяч привезенных евреев. Всего Латвия за период второй мировой войны потеряла 400 000 человек", — сказал он.
Треть от собравшихся на Бастионной горке были антифашистами из Германии. Приехать из одной страны Евросоюза в другую смогли не все. Большую часть задержали в аэропорту Франкфурта, других завернули обратно уже в рижском Аэропорту. Развернули с вежливым объяснением, что граждане Евросоюза "угрожают латвийской государственности и безопасности".
Последняя проверка произошла в половине восьмого утра в отеле. У всех антифашистов переписали данные паспортов. Всех, приехавших в Ригу два года назад, в этом году задержали в рижском аэропорту. Из нескольких десятков антифашистов доехали только 9 человек.
"Отдаю себе отчет, что скорее всего меня, немку в следующем году в Ригу не пустят, — с грустью констатирует Бригита Ренкл, пенсионер-учитель. — Честно говоря, для меня это настоящая экзотика. У нас в Германии никто не считает, что антифашисты — это угроза государственности. У нас не чествуют гитлеровских солдат".
"Я не очень понимаю что в голове у этих людей, которые идут в этом шествии. Разве их страна не пострадала от Гитлера? Зачем они прославляют солдат нацизма?" — говорит она.
И прочие фрики
Не обошлось и без антисемитов и прочих фриков. Один из пришедших заявился к памятнику около 8 утра, и держа плакат малограмотного и шизофренического содержания, помахивал странным красно-сине-черно-белым флагом. Как оказалось, человек пришел на мероприятие с флагом Палестины и горячим желанием не допустить возле памятника "израильских провокаций".
С другой стороны шествия чуть было не назрел конфликт между английским журналистом Гремом Филиппсом и украинским националистом Ярославом Солодухой, который приехал "поддержать собратьев по оружию", и рассказал что "Латвии надо избавиться от русских оккупантов, а всем людям из смешанных семей проверить мозги".
Поддерживал собратьев Солодуха со знаменем батальона "Азов" в руках, но понимания нашел далеко не у всех. Так в частности, депутат Сейма от Нацобъединения Имант Параднекс попросил не ходить Ярослава с товарищами с основной колонной, а для закрепления эффекта указал на него полиции. Полиция оперативно задержала Солодуху минут на двадцать, забрав у него паспорт и не дав присоединиться к колоне.
После того, как официальное шествие завершилось, украинские и латышские национал-радикалы пошли к памятнику отдельной группой около тридцати человек. Среди латышских радикалов особым пиететом у украинцев пользовался перконкрустовец Игорс Шишкинс, в свое время отсидевший за попытку взорвать памятник советским солдатам-освободителям.
С этой же группой шли и латышские антиглобалисты, один из которых, Андрис Оролс, объяснил Sputnik, что этот день для манифестации выбран как "день памяти жертв двух тоталитарных режимов, и он нагляднее всего показывает что делают с маленькими странами большие народы".
Правительственному национальному объединению, соседство антиглобалистов не понравилось, и это вполне объяснимо — сегодняшняя Латвия интегрирована в Евросоюз, получает от него крупное финансирование, отказываться от которого националисты, вошедшие в Сейм, не хотят.
Логика обратной стороны
Отдающие дань памяти легионерам говорят вещи, плохо сочетающиеся с обыкновенной логикой. Те, кто не включен в латышское общество, не может со стороны понять происходящее, не важно, находится ли он в Латвии пару дней или прожил здесь всю жизнь.
Например, некоторые участники шествия несут плакаты с перечеркнутыми символами СССР и фашисткой Германии.
— Я не понимаю, если они гитлеровские солдаты, то зачем свастику-то перечеркивают?— спрашивает турист, у местных.
— Спроси у этих малахольных! — сердито отвечает бабушка в платке. — Приперлись, понимаешь, к памятнику Свободы! Гитлера прославляют!
— Вы кремлевский провокатор! — срывающимся голосом вступает в беседу латышский старичок в берете. — Наши воины воевали за свободу!
— Это кто? Гитлеровские солдаты? Конечно! — не сдает позиции бабуля. — В Сибирь бы вас всех сослали, и все.
— А что, советские КГБшники лучше?— начинает старую песню старичок.
— Вы здесь чествуете гитлеровских солдат, при чем здесь КГБшники?
— Это наши воины освободители!
Такие дискуссии знакомы каждому жителю Латвии и договориться в них невозможно. Что для одного белое, для другого — черное. И наоборот. Sputnik спросил нескольких людей? возлагавших цветы у памятника Свободы в память о погибших легионерах, что ими двигало.
— Я пришел сюда помянуть своих родных, — говорит глубокий старик Интс Хейдеманис, бывший работник латвийского телевидения. — Вы зря ко мне подошли, я не был легионером, в те годы мне было 4 года, и меня вывезли в Германию. Но мой дядя служил в легионе, и не он один. Их забрали против их желания и они погибли. Но для меня мой дядя борец за Латвию. Он сражался за нее, и погиб. И я чту его память.
"Я каждый год сюда прихожу с детьми, и надеюсь, что когда я умру, она будет водить сюда 16 марта своих детей. — Рассказывает сорокалетний Мартиньш Розенс российскому телеканалу. — Мой дед воевал в 15 дивизионе, он закончил войну в Берлине. Я прихожу отдать честь своему деду, и всем латышским солдатам, которые воевали за Латвию. Для меня нет разницы в красной армии они воевали или в Легионе. Я уверен — все латыши сражались за свободу Латвии. Нас никогда больше ничего не интересовало, ни комунисты, ни Гитлер, только Латвия".
— Что вы рассказываете детям?— включаюсь я в разговор.
— Я передаю своим детям рассказы своего деда. Мой дед умер в 99 году, но я успел с ним о многом переговорить, и то, что он говорил, для меня очень важно. А говорил он простые вещи: что латыши хотели жить свободно и от русских, и от немцев. И от коммунистов, и от Гитлера. У нас бедная страна, нефть из земли не бьет, все что у нас есть это янтарь да песок. Но мы это любим, и это наше.
И все же понять боль потомков легионеров не так то просто. Иначе бы не раздавались каждый год одни и те же вопросы и от туристов, и от людей проживших здесь всю жизнь. Конечно, самое простое — свалить вину за непонимание на длинные руки Кремля, на непонимание иностранцев, и на бог знает что еще. Но правда в том, что история, что в России, что в Европе дает гитлеровским солдатам иную оценку, нежели принята в Латвии.
Как бы смешно и жалко это не выглядело со стороны, недооценивать дух нацизма, витающий над страной в эти дни, нельзя — для многих людей легионеры не преступники, но жертвы. И с каждым годом среди толпы идущей возлагать цветы в память о легионерах все больше молодежи. Хотя сама толпа все же становится меньше. По данным госполиции год от года число приходящих на шествие неуклонно сокращается.
Малозаметной точкой этой даты пройдет у главного памятника страны урок патриотизма, на котором школьников из одной из самых престижных латвийских школ приведут к памятнику свободы и расскажут об "истиных патриотах Латвии — легионерах". Страшно представить, что на такой урок попадет и твой ребенок.