РИГА, 14 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Новая Концепция безопасности Латвии, созданная чиновниками министерства обороны ЛР совместно с сотрудниками Института внешней политики, вызывает в основном скептические оценки.
Военный эксперт Раймондс Рубловскис — бывший руководитель Военной полиции, Службы безопасности парламента и президента, экс-представитель Латвии в Штабе объединенных сил НАТО в Монсе, работал на посту начальника департамента стратегического планирования генштаба НВС.
Он считает: в случае реального военного столкновения с Россией базы НАТО в Латвии будут уничтожены в первые часы, поэтому рассчитывать надо не на военных, а на разумную политику.
"Не только я, но и другие профессионалы видят: концепция — пустышка, — подчеркивает полковник Рубловскис. — Больше скажу: в нынешнем мире, где противостоят друг другу мощнейшие державы, говорить о "концепциях защиты" маленького государства, такого, как Латвия, просто бессмысленно".
Сейчас многие вспоминают конец 1990-х, начало "нулевых", когда в Европе жилось спокойно, говорит эксперт. Тогда не шли боевые действия на Украине, не было проблемы беженцев такого масштаба, не было "Исламского государства", не шла война в Ливии и Сирии, наконец, не было столь мощного противостояния сверхдержав.
И тогда суверенным государствам можно придумывать свои маленькие концепции обороны. Теперь — нет.
Любые договоренности и соглашения всегда действовали только между большими и сильными (то есть, равными в экономическом, политическом и военном влиянии) странами. Судьбы мира решают такие страны, как Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия, — они сами отвечают за свою безопасность, формируют ее — и разрабатывают фундаментальные концепции глобального масштаба. А в Латвии концепция безопасности — совершенная формальность.
С ностальгией по "лесным братьям"
— Сколько солдат нужно Латвии? В концепции сказано: 6 тысяч профессиональных военных, а число ополченцев в Земессардзе увеличить до 8 тысяч человек.
— В предыдущей концепции написали, что должно быть 5 800 солдат, сейчас — 6 000. А почему не 12 000 или не 3 000? Где четкое обоснование: сколько необходимо армии солдат, исходя из реалий сегодняшнего дня? Цифра 6 000 взята с потолка. Может, авторы концепции хотят сказать, что такое число определили, исходя из необходимости охранять рубежи с Белоруссией и Россией?
Или авторы полагают, что 6 000 человек — столько, не больше и не меньше, понадобится, чтобы противостоять "вторжению из России". Вот как раз 6 000 и защитят нашу оодину, в то же время 6 200 — это уже перебор, а 5 500 — непростительно мало. Глупости, в общем.
О Земессардзе. В этом подразделении руководящий состав — профессионалы, получающие зарплату, а большинство ополченцев — добровольцы, которые где-то служили, теперь живут обычной жизнью. Какова их роль в защите страны сейчас, в XXI веке, когда у сверхдержав есть и ядерное оружие, и кибер-оружие, и химическое, и биологическое, и еще масса всего?
Наверное, авторы концепции наслушались рассказов своих дедов, "лесных братьев", как те ночью, сидя у костра, вдесятером строили планы, как занять соседнюю деревню, чтобы выбить оттуда "красных".
Или же авторы думают, что земессарги будут сидеть в кустах на повороте дороги в Видземе, по которой поедут злые "русские танки" из Пскова, и ополченцы их ликвидируют по одному? А видели ли авторы концепции хотя бы сюжеты в новостях, где показано, как Россия зачищает огромные территории от боевиков в Сирии, какие у соседней страны самолеты и какие ракеты?
НАТО нас бережет
"Большинство войн в XXI веке начинаются с обострения внутренних проблем, вызванных плохой экономической ситуацией, непрофессиональными и коррумпированными управленцами, из-за "вопросов" национальности и веры, — продолжает Раймондс Рубловскис. — Поэтому надо тратить миллионы не на оборонку, не на закупку старой техники у сильных стран, но больше денег пускать на решение экономических проблем, на интеграционные и образовательные программы".
"Увы, наше Министерство обороны всегда было доверху набито клерками, начиная еще с Эдгара Ринкевича (нынешний руководитель МИД), который долго работал там госсекретарем. Они близко не подходили к военной службе, понятия не имеют, что это такое, зато в их головах всегда полно разных концепций", — говорит он.
Когда весь мир сотрясают взрывы террористов и когда в Европе появляются толпы беженцев, работу военных надо полностью переориентировать на обеспечение безопасности, уверен эксперт.
США в прошлом году прислали в Латвию около сотни своих солдат и немного б/у бронетехники. Напомним, что в 2015 году в Латвии в рамках операции Atlantic Resolve разместили 2-й кавалерийский полк армии США, который пробыл на военной базе в Адажи три месяца. Постоянное число иностранных военных, размещенных в Латвии, колеблется от 100 до 170 человек. В 2015 году в страну в рамках той же операции прибыли танки M1A2 Abrams (8 штук) и бронемашины M2A3 Bradley (9), которые находились на базе до января этого года.
"Не стоит всерьез воспринимать этих солдат и эти шесть старых танков. Это жест со стороны генсека НАТО — показать Ринкевичу (глава МИД Латвии — ред), ну и еще нашей соседке Дале Грибаускайте (президент Литвы — ред.): мы о вас не забыли. Чтобы вам не было так боязно, шлем своих солдат для защиты от страшной России".
Позлить восточного соседа
"Если будет реальный приказ со стороны НАТО, то вооруженные силы ЛР прекратят свое существование, влившись в состав единой армии альянса в качестве, например, "латышских батальонов" при сухопутных силах или ВМС. Но тогда появится совсем другая система командования. И, конечно, будет совсем другая "концепция". А то, что разработали в Латвии, просто смахнут со стола: зачем тут намусорили?", — говорит Рубловскис.
"Альянсу необходимо, чтобы Россия больше сил и средств тратила на усиление контингента у границ НАТО, чтобы отвлечь от больших проблем (как Сирия, как борьба с террористами). На это работает и фильм ВВС о захвате Латгалии, и недавний доклад Rand Corporation. Россию подталкивают к гонке вооружений разными способами, чтобы чувствовала себя более нервно, например, на границе с Прибалтикой", — предупреждает он.
"Но в Латвии все — военные аэродромы, базы — расположены около населенных пунктов. Если случится какой-то спонтанный инцидент (когда нервы у всех на пределе) в воздухе или на море, это вызовет огромные жертвы. У нас ведь пограничная территория. А у противоборствующих держав — полный спектр вооружения. И — не приведи Господь! — случится противостояние армий НАТО и России, от Латвии после попадания нескольких ракет останется только дымящаяся воронка.